Бытовая деталъ как средство характеристики персонажа в русскои классической литературе (Н. В. Гоголь)

Каждый человек по-своему индивидуален и неповторим. Это прекрасно понимали все русские писатели и поэтому стремились показать своих героев с разных точек зрения, дать максимально полное их описание. Как правило, характеристика героя начиналась с его портрета, внешности; затем рисовалась та обстановка, в которой он жил, и те вещи, которые его повседневно окружали.
Так, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” показал образы пяти помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Все это разные люди: каждый из них имел свои собственные

черты характера, свою манеру говорить, одеваться, действовать; у всех была разная внешность, разная обстановка в доме и усадьбы тоже разные. Но есть то, что их объединяло: все они изображены Гоголем сатирически и по одному и тому же плану.

И в этом изображении важная роль принадлежит бытовой детали. Возьмем, например, первого героя, к которому приезжает Чичиков,- Манилова. rn’, ‘rn
Прежде всего Гоголь обращает наше внимание на усадьбу помещика. Дом Манилова “стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть”. Возле дома находились “пять-шесть берез”

с “жиденькими вершинами”.

Под двумя из них “видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Уже в этом описании видны две главные черты Манилова: бесхозяйственность (дом стоит на неудобном месте, продуваемый ветрами) и склонность к пустому мечтательст-ву (на это указывает название беседки).
Под стать дому была и обстановка в нем: “В его доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею”. На стол вместе с дорогим подсвечником “из темной бронзы с тремя античными грациями” подавался вечером “медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале”. Но этого, казалось, не замечал ни сем Манилов, ни его жена, ни слуги: для них это было в порядке вещей. Любимыми занятиями Манилова были курение трубки и мечтание “бог знает о чем”.

В его кабинете “всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую постоянно читал уже два года”. Поместьем своим он не занимался, “даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою”. Манилов не знает даже, сколько у него умерло крестьян.

Как мы видим из этого описания, Гоголь рисует своего героя с явной иронией и даже насмешкой.
А вот Собакевич показан уже явно сатирически. Внешне он показался Чичикову похожим “на средней величины медведя”: его фрак “был совершенно медь-вежьего цвета”, сам он ступал вкривь и вкось, наступая беспрестанно на чужие ноги, и даже звали его Михаилом Семеновичем. Его главная черта – грубая практичность.

Поэтому, например, его дом имел не четыре колонны, как хотел того архитектор, а три: Собакевичу этого показалось вполне достаточным. Все вещи в комнате походили на своего хозяина: “все было прочно, неуклюже”, “в углу гостиной стояло бюро на четырех ногах, совершенный медведь”. Даже дрозд в клетке чем-то напоминал Собакевича.

На картинах, украшавших стены комнаты, были изображены “люди крепкие и здоровые”, каким был сам помещик, В этом описании дома Собакевича проявилось авторское отношение к герою – саркастическая насмешка.
В романе И. А. Гончарова ” Обломов” дается описание “домашнего костюма” главного героя: “на нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат”; “туфли на нем были длинные, мягкие и широкие”. Почему же писатель начинает знакомить нас со своим героем с такого подробного описания его одеясды? Потому что она как нельзя более точно выражает основу жизни Ильи Ильича – полусонное существование.

Именно в таком халате было удобнее всего предаваться праздным размышлениям на мягком, покойном диване. Обстановка комнаты полностью соответствовала этому образу жизни Обломова. На первый взгляд, она казалась “прекрасно убранною”: в ней “стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей”, “красивые ширмы”.

Но более опытный глаз замечал, что эта дорогая обстановка была лишь своеобразной декорацией, внешним соблюдением приличий, а на самом деле Обломов мало интересовался вещами и смотрел на них “холодно и рассеянно”. В кабинете героя было плохо прибрано: на стенах кое-где была паутина, зеркала не протерты, вчерашний ужин не убран. Но все это почти не волновало Илью Ильича.

Эти вещи, как и халат, туфли, слуга Захар, квартира, которую он снимал, являлись как бы раковиной, в которую он прятался от жизни. Герой хранил и берег свой покой – физический и душевный, и привычные вещи помогали ему в этом. Эту обстановку дополняла выкуренная трубка, книги с запыленными страницами, прошлогодняя газета.

Как напоминает все это обстановку в кабинете Манилова! И это не случайно: оба героя были в чем-то похожи, хотя жили в разное время.
Таким образом, как мы видим, Бытовая деталь – описание предметов, окружавших героя,- служит яркой и наглядной его характеристикой. Порой вещь говорит о своем владельце намного больше, чем самое подробное описание.

Сочинение по литературе на тему: Бытовая деталь как средство характеристики персонажа в русской классической литературе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Бытовая деталъ как средство характеристики персонажа в русскои классической литературе (Н. В. Гоголь)