Быт, обычаи, поверья в произведениях О. Стороженко

Украинское наследие О. Стороженко тематически не чуждо разнообразию. Быт, обычаи, поверья тогдашнего украинского крестьянства и героические страницы казацкой вольницы, связанные с последним периодом существования Запорожской Сечи, с народно-освободительным движением во время Колиивщины, с образами прежних сечевиков, вот почти весь круг поднятых писателем тем. Среди произведений О. Стороженко привлекают внимание миниатюрные по объему юморески.

Это по большей части – литературно проработанные, несколько расширенные в смысловом плане, с конкретно выписанными образами персонажей народные пословицы, поговорки и анекдоты.

Печатались эти произведения в “Основе” под журнальной рубрикой “С народных уст”, вероятнее всего внедренной П. Кулишем, который ориентировал молодых литераторов руководствоваться в изображении жизни принципом “этнографической правды”, и были объединены в цикл под таким названием в сборнике О. Стороженко “Украинские рассказы” (1863). Динамический сюжет, неожиданность развязок, естественность рассказа, яркая образность, юмористическое раскрытие темы, богатый в лексическом и фразеологическом аспектах язык, – таковы характерные особенности этих произведений. Поэтому И. Франко назвал позже их автора “талантливым рассказчиком “, который “хорошо владеет украинским языком”, хоть в то же время указал на ограниченность его “идейного способа мышления и… глубокого понимания человеческой жизни”‘.

В предреформенное десятилетие, когда передовую общественность больше всего интересовала борьба за освобождение крестьянства из неволи крепостника, О. Стороженко вообще не отображал в своих произведениях классовые противоречия между крестьянами и помещиками в феодальном обществе.

Свое задание он видел в первую очередь в том, чтобы литературно отшлифовать фольклорный сюжет, разнообразив, обогатив его конкретными ситуациями, взятыми из крестьянского быта, и, в конечном итоге, развлечь читателя. И все же эти рассказы подают определенные стороны крестьянского быта, вызывают интерес мастерством трансформации устно поэтических мотивов и образов. Исследователи неоднократно сопоставляли юморески О. Стороженко с фольклорными произведениями, пытаясь найти те типологические черты, которые сближают их с соответствующими народными переводами и рассказами. Так рассказ “Се такая баба, что черт ей на маховых вилах сапоги отдавал” написан на основе известной поговорки, кстати, искусно вмонтированной в текст произведения “Де черт не справится – туда бабу пошлет”.

Рассказ “Учи ленивого не молотом, а голодом” также развивает народную пословицу, которая, возможно, связана с переводом об укрощении ленивой невестки. Придерживаясь канвы фольклорного повествования, писатель в то же время указывает, что зажиточные родители еще с детства развращали свою дочь.

Рассказ “Два брата” тоже основан на фольклорном сюжете о бедности и богатстве. Рассказ “Лучше пусть будет зол, чем дурной” трансформирует распространенный устнопо этический мотив о дураке, который буквально воспринимает каждый совет. Отзвук апокрифической легенды о Соломоне, который умело разоблачал преступников, ощутим в рассказе “Умный врет, чтобы правду получить”, а поверье о черте и ведьме легли в основу рассказа “Женатый черт”.

О. Стороженко искусно выстраивает оригинальные сюжеты на каркасе пословиц и поговорок, по мотивам легенды, поверий. Его произведения вдохновлены юмором, однако этот смех, как правило, является социально инертным, только развлекательным.

Временами и невеселые факты, порожденные социальным неравенством или несправедливостью, трактуются сугубо в юмористическом плане. Конечно, нужно считаться с жанровой спецификой таких миниатюр, со стремлением автора только посмешить читателя (так, кстати, строится и народный анекдот), и все же бросается в глаза, что он, тщательным образом изображая детали быта, пытается эффектно показать жизненные ситуации, оставаясь подчеркнуто безразличным к социальным вопросам. Цикл “С народных уст” является еще одним свидетельством того, что украинская проза на протяжении 30 -50-х годов XIX ст. прошла этап своего становления на благодатной почве устного народного поэтического творчества.

Как и у других народов, на Украине одной из существенных закономерностей развития ранней прозы стал процесс трансформации фольклорных жанров в сугубо литературные виды. Используя народный тип рассказа, писатели (А. Пушкин в “Повестях Белкина”, Н. Гоголь, Квитка-Основьяненко, П. Кулш), оценивали жизненные явления с позиций простого человека, тем самым раскрывая суть народного мировосприятия.

Уже в творчестве первого прозаика новой украинской литературы Квитки-Основьяненко состоялась естественная эволюция от олитературивания фольклорных жанров, от написанной полностью в духе устного народного творчества “побрехеньки” (“Пархомов завтрак”) к фольклорно этнографическому (“Мертвецкий Великодень”) и бытовому (“Солдатский портрет”) рассказу. Устно поэтическая основа легко угадывается во многих произведениях П. Кулиша, Анны Барвинок, А. Свидницкого, С. Носа, М. Номиса, О. Кониского.

Целый ряд рассказов О. Стороженко также кое в чем основывается на фольклорных мотивах и образах, однако они сильнее обозначены чертами творческой индивидуальности автора, в частности вдохновленные романтическим пафосом. Совмещая бытовое и этнографическое изображение с романтизацией поверий и легенд, переплетая реалистичные и романтично фантастические струи художественного моделирования действительности, автор предоставляет этим произведениям такую стилевую самобытность, которая при всей неповторимости художественной одаренности автора в то же время близка к устно поэтическому восприятию мира. Все же в отдельных рассказах доминирует романтичная стихия. Это показано не только в изображении демонологических образов или развертывании фольклорных повествований в произведении, которые являются, собственно, рассказами в рассказах, но и там, где изложение ведется от конкретно очерченного образа автора-пересказчика.

Такая композиция присуща, большинству произведений О. Стороженко и является характерной особенностью его индивидуального стиля.



Быт, обычаи, поверья в произведениях О. Стороженко