Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Исправить нравы устаревшей нации Так же трудно, как сделать белым Черное дерево. Пифагор
Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” как об “энциклопедии русской жизни”, необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.
Отечественная война 1812 года показала, что русский народ – великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ-победитель, народ-герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу па фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.
В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая – преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.
Другая же – молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.
Но наша задача – описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором “не вспыхнет мысли в целые сутки” и “везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы”. Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.
Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь. Так, воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть.
Нa самом же доле образования в обществе не требуется новее, а для того чтобы блеснуть воспитанием, необходимо всего лишь знать французский и уметь “кланяться непринужденно” и танцевать, а также “с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре”.
Приобретая эти умения, человек становится своим среди подобных людей. Здесь он учится злословить, лицемерить и распускать сплетни.
В среде столичных дворян нет дружбы и любви, они полностью поглощены собой. Дворяне по своей природе космополиты, люди без родины, они увлекаются всем иностранным, говорят “на смеси французского с нижегородским”, не зная до конца родного языка, для них нет понятия Родины и патриотизма.
Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегину так быстро наскучило это общество, почему он отвернулся от всех его прелестей, поняв его суть.
Но и поместное дворянство не обрадовало героя. Если споличное дворянство с его пороками было сливками всего русского общества, то о провинциальных помещиках, живших в изоляции от всего мира, невозможно было сказать даже пары добрых слов.
Жизнь этих людей была настолько скучна, однообразна и лишена смысла, что Онегину даже не хотелось с ними видеться. Характерный пример провинциального помещика дядя Онегина, сорок лет давивший мух и бранившийся с ключницей. Сорок лет “растительного” образа жизни этого человека обеспечивал труд крепостных крестьян.
Другой помещик – Дмитрий Ларин, жизнь которого “катится спокойно”. Все управление поместьем взяла на себя ого бойкая жена, а Ларину остается только ежедневно дожидаться вечера, когда к ним собираются друзья, чтобы “и потужить, и позлословить, // И посмеяться кой о чем”.
Пушкин очень хорошо характеризует провинциальных помещиков, давая им меткие фамилии: Петушков, Буянов, Скотинины, Пустяков. Они говорят об этих людях так много, что продолжения характеристики не требуется.
Итак, в своем романе Пушкин срывает маски с представителей высшего света и помещиков и показывает паразитическое общество того времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”