Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

А. С. Грибоедов (1794-1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и в период революционного движения декабристов.

Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека.

Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине сочеталась в его

душе с ненавистью к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней автор выступил с резкой критикой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Чацкий – молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного

путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая “прислуживаться”. Он гневно критикует существующие порядки.

Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” герой показан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями.

Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также вне сценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна и другие.

Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Таким образом “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни России начала XIX века.

Основной противник Чацкого Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Иначе говоря, презирает их.

Чацкого возмущает барская Москва, которая ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. А далее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячи две родовых,

Тот и жених.

Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”.

Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться “в полки шутов”.

Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшим угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его этому:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова, – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, “не разбираясь в средствах”. Он бессовестно обманывает Софью, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью замечает: “Молчалины блаженствуют на свете!”

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:

Довольно счастлив и в товарищах моих –

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки” – так характеризует его Грибоедов. Скалозуб – враг просвещения и науки. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”.

Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев…

Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие – типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то “французик из Бордо”, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев!

В этих словах и любовь к русскому народу, и призыв к борьбе за национальное достоинство.

Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития.

Поэтому она и предпочла Чацкому Молчалина, не сумев распознать настоящую любовь. Чацкий же любит Софью. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров. “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства…

Какие Типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”

Комедия “Горе от ума” и сейчас не утратила своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное.

И нам ценна горячая вера писателя в Россию, в свою Родину.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)