Будущее в пьесе “Вишневый сад”
“Вишневый сад” – предсмертное гениальное создание Чехова – представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало.
Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования.
Ушел в прошлое XIX век. Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, “обреченным на скорый конец”, устремление
Вот настроение пьесы.
Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Таковы главные герои – Раневская и ее брат Гаев, хозяева имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Своим легкомыслием хозяева довели имение до жалкого состояния.
Имение е торгов покупает друг семьи, разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской
Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Он, прежде всего, символизирует старую жизнь. А законная наследница, юная Аня, дочь Раневской, весело, по-молодому звонко прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой красотой.
Ей помогает в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родины студент Петя Трофимов.
“Подумайте, Аня, – говорит он жадно слушающей его девушке, – ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…”
Конец прошлому! В этом пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего.
“Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”
Это чеховский мотив близости счастья. Но неужели делец Лопахин несет его с собой. Какая же красота может связываться с Лопахиным? Вот он вырубит чудный сад и напустит дачников.
Пошлая проза жизни ворвется сюда вместе с ним, проза, разрушающая красоту, подрубающая ее под корень. Лопахин – это “хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути”. Так “съедает” он и красоту вишневого сада.
Лопахин нужен для “обмена веществ”, как говорит Петя Трофимов, для выполнения роли помочь разрушению, “пожиранию” того, что уже отжило. Нет, будущее не с Лопахиным!
“Вишневый сад” – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Будущее встает перед нами в образе небывало прекрасного сада. Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли.
Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад, И Аня будет вместе с этими людьми.