Брехт Б. биография



БРЕХТ, БЕРТОЛЬД
(1898 – 1956)
немецкий драматург и поэт
Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название “политический театр”.
Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет.

Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером.

Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.
Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу – “Барабаны в ночи”, которая была поставлена в одном из мюнхенских театров.
В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он
встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали “Пролетарский театр”. Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт

решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров.
Первым таким опытом стала его “Трехгрошовая опера” (1928) по книге английского писателя Джона Гея “Опера нищих”. В основе ее сюжета – история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок.
Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне”, где была поставлена вторая его пьеса – “Мать” по роману М. Горького. Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны.
Следующая пьеса Брехта – “Приключения бравого солдата Швейка” (инсценировка романа Я. Гашека) – привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью. Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти.
В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу “Мамаша Кураж и ее дети”.
Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.
Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи”, в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов.
С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США. Туда он привозит несколько новых пьес – Жизнь Галилея” (премьера состоялась в 1941 году), “Господин Пунтилла и его слуга Матти” и “добрый человек из Сезуана”. В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов.

Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.
Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия.

Активно используются зонги – песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля.
Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю. Любимов поставил одну из пьес Брехта – “добрый человек из Сезуана”, которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра.
После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, “Карьера Артуро Уи” и “Кавказский меловой круг”. Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч. Чаплина “Великий диктатор”.

Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин.
В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра “Берлинер ансамбль”. Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов.

На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы – дилогии из пьесы Горького “Васса Железнова” и романа “Мать”, пьес Г. Гауптмана “Бобровая шуба” и “Красный петух”. В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер.
Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж.

Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов.
Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.
Вместе со своим театром Брехт объехал множество стран мира, в том числе и СССР. В 1954 году он был награжден Ленинской премией мира.

Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917-1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917-1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им.

Клейста. Брехт стал драматургом Камерного театра. Осенью 1924 переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М. Рейнхардта. Примерно в 1926 стал свободным художником, изучал марксизм.

В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы Махагони, первая его работа в сотрудничестве с композитором К. Вайлем. Их Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) была с огромным успехом показана 31 августа 1928 в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как ‘учебные пьесы’ (‘Lehrstcke’), на музыку Вайля, П. Хиндемита и Х. Эйслера.
28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 он был лишен немецкого гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 создал четыре самые крупные свои пьесы – Жизнь Галилея (Leben des Galilei), Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan) и Господин Пунтила и его слуга Матти (Herr Puntila und sein Knecht Matti).

В 1940 нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией Галилея.
Покинув Америку в ноябре 1947, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948-1949). В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, ‘Берлинер Ансамбль’, для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес.

В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра.
Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 Брехт получил Ленинскую премию.
Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956.

Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht
Дата рождения: 10 февраля 1898
Место рождения: Аугсбург, Германская империя
Дата смерти: 14 августа 1956 (58 лет)
Место смерти: Берлин, ГДР
Гражданство: Германия
Род деятельности: писатель, драматург, поэт
Направление: эпический театр
Жанр: пьеса
Бертольт Брехт родился 10 февраля 1898 года в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской реальной гимназии им. Пейтингера.

Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии.
С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учеба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара.

Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о “величии Германии”. В его творчестве все больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге.
Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное “Легенда о мертвом солдате”(1918), с фразами:
Любое сословие свое творит
Музыканты трезвон и вой
Священники – постный и набожный вид
А медики – годных в строй
По свидетельству одного из друзей юности Брехта – Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под “ура”, приведенные строчки Брехт из стихотворение позднее убрал, но это не помешало, именно за это стихотворение нацистским властям внести в расстрельные списки Брехта. Появляются первые пьесы Брехта: “Ваал” (1918), “Барабанный бой в ночи” (1919), “В чаще городов” (1921). Постановка этих пьес часто вызывала бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц – вероятно, не все принимали социалистические идеи автора.

Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста.

Дом в Аугсбурге, где родился Бертольт Брехт. Сейчас музей Бертольта Брехта “Дом Брехта”

Фриц Кремер, “Бертольд Брехт”, Берлин

В 1920 году умирает мать Брехта, от опеки которой он до тех пор сильно зависел.[источник не указан 321 день]
С этого времени Брехт часто ездит в Берлин, где знакомится с миром театра. С 1924 года он практически постоянно живет в Берлине. Здесь он сближается со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссером Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Деблином, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом, экономистом Фридрихом Штернбергом и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта.

А сам он не только пишет пьесы и создает теорию “эпического театра”, но и активно изучает классиков марксизма. Сближается с Коммунистической партией Германии, пишет “Песнь единого фронта” и “Песнь солидарности”.
В 1922 году Бертольт женится на актрисе и певице Марианне Цофф, вскоре у них рождается дочь Ханна. Этот брак продлился недолго. В 1924 году он знакомится с Еленой Вейгель, от которой у него рождается сын Штефан (1924-2009).

Брехт разводится с Марианной и женится на Вейгель. В 1929 году у них рождается дочь Барбара.[источник не указан 321 день]
После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим политических притеснений Брехт с семьей покидает Берлин, они бегут в Данию. В 1935 году Брехт официально лишен нацистами гражданства. После оккупации Дании он бежит в Швецию, Финляндию, но когда в войну вступает Финляндия, он вынужден бежать в США: для этого пересекает на транссибирском экспрессе СССР, и отплывает из Владивостока на шведском пароходе.
В США Брехт провел шесть с половиной лет, там он написал стихотворения обличающие Голливуд, тем не менее заканчивая “Жизнь Галилея”, и “Мамашу Кураж”. По окончании войны во время “охоты на ведьм” в США в конгрессе он заявляет, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покидает США. Единственное государство, давшее ему визу, – Швейцария.
Брехт в 1947 году переезжает в Швейцарию. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть (ГДР). Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать.
В 1950 году был избран вице-президентом Академии искусств ГДР.
Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы “Жизнь Галилея”.

24 июня 2009 г. ушла из жизни и дочь писателя – актриса Ханне Хиоб (1923 г. рожд.), сыгравшая на театральной сцене многие персонажи пьес Брехта


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Брехт Б. биография