Братство свободы и радости – лирическая поэзия вагантов
Представление о лирической поэзии расширяется знакомством с творчеством вагантов. Дело в том, что эпоха крестовых походов резко подняла спрос на грамотных людей. Соборные школы и первые университеты в ответ на это стали выпускать все больше и больше просвещенных клириков, и довольно быстро количество интеллигенции выросшее настолько, что молодым людям все тяжелее было найти себе приход, учительскую кафедру или службу в канцелярии. Это была первая в истории Европы ситуация излишка просвещенных людей.
В поисках работы они странствовали,
Второй акцент делаем на том, что поэзия вагантов была написана на латинском языке. Это объясняется тем, что латынь была не только языком католической церкви, а и языком науки и образования, и хотя ваганты жили среди народа и общались французским, немецким или другим из существующих тогда языков, да и способ их жизни мало чем отличался от народных певцов и рассказчиков (а также жонглеров и других странствующих актеров), тем не менее стихи они писали латынью, считая ее признаком своего культурного аристократизма (ведь они имели образование). Кроме того, студентов,
Третий акцент – анонимность поэзии вагантов. Конечно, эта анонимность не означает, что здесь не было индивидуального творчества: здесь, как и везде, единицы создавали новое и оригинальное произведения, десятки размножали их своим наследованием, а сотни перерабатывали и переписывали уже созданное. Большинство таких стихов и песен рассеянно в латинских рукописях и сборниках.
Богатейший из них “Бурсацкие песни”, составленный в Южной Германии в XIII ст., начисляет свыше 200 стихов.
Тем не менее три имени, которые принадлежат к трем поколениям вагантов, дошли к нам. Это Гугон на прозвище Примас (т. е. Старейшина) Орлеанский (1130-1140 гг.). Слава о нем ходила всей Европой, а имя его было легендарным.
Из трех десятков его стихов можно вывести историю его странствующей жизни. Второй выдающийся поэт известный лишь за прозвищем Архипиит (т. е. поэт поэтов) и десятью стихами, написанными в 1161 -1165 гг. За его же словами, он был из рыцарского рода и пошел “в поэты” лишь через любовь к “словесности”.
Его перу принадлежит знаменитая “Исповедь” – один из известнейших стихов, популярный в студенческой среде и сегодня. И, в конце концов, третий классик лирики – Вальтер Шатильонский. Большинство его стихов – сатирические; они разоблачают корыстолюбие высокопоставленных церковников и их равнодушие к знаниям.
Серьезные жанры духовной словесности под их пером превращались в пародийные произведения. Ваганты остроумно, задорно высмеивали лицемерие, разврат, вымогательство духовных лиц, называя священнослужителей “волками в овечьих шкурах”, самую церковь сравнивали с блудницей, а папский Рифм – с грязным базаром. Церковники, конечно, преследовали вагантов, бросали к тюрьмам, даже казнили.
И, казалось, бурсацкой дерзости не было границ.
Поэзия вагантов тесно связана со средневековой народной культурой, высочайшим проявлением которой были карнавальные праздники. Как и карнавал, эта поэзия создает рядом с миром жестокой повседневности особый, другой, мир. Так возникли пародии и травести – ценнейшее достижение творчества странствующих поэтов. Обратившись к определению этих жанров, следует привести яркий отрывок из такого произведения, обозначенный колоритными ситуациями, преисполненный иронии и шутки, как вот:
…Адам призадумался, лиг в уголку.
Пришел Господь, его возбудил,
Да и. говорит: “Где ты дел рубашку?
“Я, отцу, вчера потерял!”
“Неправду говоришь ты, племянник!
Я знаю, где уже вы были!”
“Прости мне и Еви, Бог,
Так как мы рубашку пропили…”
(Из “Рождественской песни”)
Размеры и строфика духовных пений использовались вагантами для восхваления беззаботной жизни, веселой проведения времени в кабаке за игрой у карты, для воспевания достоинств и обворожительности любимой, для изобличения жадности и лицемерия высокопоставленных церковников. Кроме церковной поэтической традиции, источниками лирики вагантов была римская поэзия, прежде всего лирика “певца любви” Овидия и народная обрядовая поэзия (отсюда – распространение в поэзии вагантов “весенних песен”).