Борьба чувства и долга в литературных произведениях по рассказу Человек на часах (Лесков Н С)
Моральный выбор всегда
Самый волевой и трудный.
Б. Шаршовa
Многим из нас знакома проблема выбора между чувством и долгом. Все выходят из данной ситуации по-своему.
Когда я ознакомилась произведением “Человек на часах” Н. В. Лескова, то задумалась:
А как сейчас люди выходят из таких ситуаций? Я слышала много историй, они заключают в себе разный нравственный выбор у разных людей. В каком же еще литературном произведении можно встретить подобную проблему?
В рассказе писателя П. Мериме “Маттео Фальконе” мы видим, насколько важно уметь принимать правильное решение, когда происходит выбор между чувством и долгом.
Сын Маттео Фальконе, наверно, выбрал не самый подходящий вариант решения этой проблемы.
Но с ним можно согласиться, ведь, дядя Фортунатто поступил подло. Он знал, что мальчик еще маленький, чтобы решать такие вопросы.
Не все дети в таком возрасте могут отказаться от ценной вещи: “… сержант вытащил из кармана серебряные часы, и, заметив, глаза маленького Фортунатто загорелись при виде их сказал ему..”. У мальчика был выбор: или он забирает
Отец не вытерпел предательства и убил сына.
Сравнив произведения “Маттео Фальконе” и “Человек на часах”, я пришла к выводу, что эти два произведения отличаются друг от друга различным выходом героев из сложной ситуации. В ребенке победило чувство: он взял вещь и погубил жизнь человека. Постников выбрал человеческую жизнь, но чуть не лишился своей. Получается, Постников оказался мудрее, чем мальчик.
Для нас анализ и сравнение этих рассказов – примеры ситуаций, которые могут встретиться нам в нашей жизни.
Related posts:
- Краткое изложение Человек на часах Н. С. Лесков Н. С. Лесков Человек на часах Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат долго мучился, но в […]...
- Человек на часах (1839 г.) рассказ (Лесков Н С) Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале “Русская мысль” под заглавием “Спасение погибавшего”. Героя рассказа – солдата Постникова писатель относил к “праведникам”, то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову. В письме к редактору журнала “Исторический вестник” в апреле 1887 года он пишет: “…я советовал бы […]...
- Сочинение “Человек на часах” по рассказу Н – Лескова Сочинение “Человек на часах” по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям Жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей. Такой же абсурд происходит […]...
- Человек на часах краткое содержание Лесков Н. С. Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат долго мучился, но в конце концов решился […]...
- Краткое содержание рассказа Лескова “Человек на часах” Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат долго мучился, но в конце концов решился и вытащил тонувшего. […]...
- “В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России”. М. Горький (по рассказу Н. С. Лескова “Человек на часах”) Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло, что описывает этот рассказ? Ночью часовой Постников стоял на своем […]...
- Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н. С. Лескова “Человек на часах” Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло? Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он […]...
- Человек на часах На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова “Человек на часах”. Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи. Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей […]...
- Сочинение “Человек на часах” Программа по русской литературе 8 класса предусматривает изучение творчества Николая Лескова. По итогам раздела ученики обычно готовят письменные работы. Вниманию читателя предлагается сочинение “Человек на часах” по одноименному рассказу Лескова. На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова “Человек на часах”. Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор […]...
- Анализ рассказа Н – Лескова “Человек на часах” Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах” В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата […]...
- “Человек на часах”: тема с вариациями На первый взгляд перед нами всего лишь еще одна вариация на тему гоголевской “Шинели”. Налицо непременный герой – “маленький человек” – солдат Измайловского полка Постников. Наличествует и неумолимо подчиняющая его себе злобная Система. Сходен конфликт: у Гоголя несчастный чиновник Акакий Акакиевич вынужден отказывать себе во всем, по крупицам собирая деньги на покупку ему лично, по […]...
- Борьба литературных направлений (Литература XIX века) Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных на – правлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм. Он сказывается, например, в ранней поэзии Рылеева, Пушкина и других поэтов. Классицизм пропагандируют и консервативные писатели, […]...
- Проблема чувства и долга в романе “Евгений Онегин” Пушкина А. С Главная задача Пушкина в романе “Евгений Онегин” – описать свое время через образ заглавного героя – своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским. Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встает перед тремя героями (Онегиным, […]...
- Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова (“Я все чаще думаю о том, как трудно…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие годы, когда жизнь его семьи складывалась не очень хорошо. Умер отец, и воспитание Николая полностью легло на плечи двум старшим сестрам и матери. Несмотря на […]...
- Отзыв о новелле П. Мериме “Маттео Фальконе” Недавно я прочитал новеллу выдающегося французского писателя Проспера Мериме “Маттео Фальконе”. До недавнего времени мне казалось, что справедливость и жестокость несовместимы, однако теперь я убежден, что это не так. Трудно определить отношение к героям новеллы. В любом случае оно окажется неоднозначным. Действие новеллы происходит на острове Корсика. Главный герой повествования – Маттео Фальконе. Это меткий […]...
- Отглагольная адвербиализация в литературных произведениях Отглагольный тип адвербиальной деривативы также является производительным. Его делает возможным способность глагола изменить свою собственно синтаксическую позицию сказуемого на наречную позицию детерминантного второстепенного члена. Действие общей тенденции к морфологическому выражению синтаксических функций предопределяет замену адвербиализованого глагола, который употребляется в позиции детерминанта, наречием. Это изменение становится возможным в результате морфологической адвербиализации глагола – употребление специальных словообразовательных […]...
- Борьба за жизнь (по рассказу Д. Лондона “Любовь к жизни”) (1) В произведениях многих известных писателей отразилась история их жизни. Особенно ярко это можно увидеть, читая захватывающие увлекательные рассказы Джека Лондона, – моего любимого писателя. Многое повидав и пережив йа свою короткую, но бурную жизнь, он постоянно подвергает своих героев испытаниям, заставляет преодолевать трудности и совершать выбор. А поскольку действие многих рассказов происходит на Крайнем Севере, […]...
- Осмысление событий войны в литературных произведениях Чем только не приходилось заниматься писателям в дни войны – вплоть до наставлений по борьбе с танками противника! Если в этом была нужда а она возникала постоянно в армейских газетах поэты писали репортажи, драматурги международные обзоры, прозаики и критики стихотворные фельетоны. Никто не мог уклониться от повседневной “черной” газетной работы – не имел права. “Я […]...
- Борьба за жизнь (по рассказу Д. Лондона “Любовь к жизни”) (2) “В Джеке Лондоне я люблю его спокойную силу, твердый и ясный ум, гордую мужественность. Джек Лондон – удивительный писатель, прекрасный образец таланта и воли, направленной к утверждению жизни”, – писал Л. Андреев. В рассказах Джека Лондона большое внимание уделяется изображению острых ситуаций, раскрывающих силу и слабость человека. Тема борьбы, тема силы человеческого характера звучит в […]...
- Борьба есть условие жизни по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.) Бороться – добиваться чего-нибудь, Преодолевая препятствия… Ожегов С. И. “Словарь русского языка” Наступило сложное время, которое можно определить фразой “на пороге взрослой жизни”. Какой будет эта “взрослая жизнь”? С какими препятствиями и трудностями придется столкнуться на своем пути? Смогу ли я остаться человеком, выстояв и победив все невзгоды? Наверное, такие вопросы задает себе каждый из […]...
- Особенности изображения женского характера в произведениях (Лесков Н С) Образ женщины во все времена считался двигателем творчества. Женщина – муза, творческий вдохновитель поэтов, художников, скульпторов. Мужчины развязывали войны ради любимых женщин, устраивали дуэли. Женщинами восторгались, их красоте поклонялись, сочиняли песни, слагали поэмы. Почему? В литературе разные писатели рассматривали женские образы по-разному. Каким был женский характер в произведениях Н. С. Лескова? В первую очередь легко […]...
- Человек живет словами. Часть 3. (Лесков Н С) “Порядки беспомощия”, санкционированные свыше, оставили простых людей один на один с бедствием. Мнение высокопоставленного лица определило: “как-нибудь перебьются”… В таких условиях бытие народа предстает как вечное и сверхмерное испытание, исполненное горя, страданий, тщетных трудов. Почти еще не жившие на белом свете дети уносят на своем личике в могилу “знак оттиснутой на нем земной муки”. Страницы […]...
- Человек живет словами. Часть 5. (Лесков Н С) С другой стороны, образы праведников возникают у Лескова в ответ на потребность в идеале. Они порождены способностью искусства восполнять действительность, добавлять в нее недостающее, воплощать мечту. Этому служат воображение художника, его творческая фантазия. И в известной мере образы лесковских праведников – это художественная утопия. Не случайно эти образы заставляли сравнивать творчество писателя с “иконописью” (М. […]...
- Человек живет словами. Часть 4. (Лесков Н С) Недовольство действительностью, царящими в обществе порядками испытывает просветитель по натуре, “агитатор искренний и бесстрашный”. Для Богословского составляет смысл жизни говорить с людьми “про неправды бессудные, про обиды безмерные”. И не находит герой равных себе, близких по духу сотоварищей. В тоске по союзникам и поддержке он взывает: “Сезам, Сезам, кто знает, чем Сезам отпереть, – вот […]...
- Человек живет словами. Часть 2. (Лесков Н С) Казалось бы, иссяк наконец рог изобилия, из которого сыпались на слушателей “дивные истории”, но по принципу бесконечной матрешки следует новый случай – рассказываются эпизоды, связанные с Грушей. В бескорыстной любви к ней Флягин во многом и обретает свое главное назначение: перестает жить только для себя, подчиняет свое существование заботе о другом человеке. Он берет на […]...
- Человек живет словами. Часть 1. (Лесков Н С) Удивительный разворот русской литературы в XIX веке был неотделим от многоразличия писательских судеб, индивидуальных ноль и почерков. Пророки с насупленными бровями, глядящие в даль будущих эпох, и энергичные практики, захваченные сиюминутностью общественной страды, доктора социальных наук и знатоки человеческого сердца, умудренные мыслители и неистовые страстотерпцы, рыцари отрицания и подвижники идеала, признанные поводыри людского множества и […]...
- Маттео Фальконе – Проспер Мериме Если пройти от Порто-Веккьо в глубь Корсики, то можно выйти к обширным зарослям маки – родине пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием. Корсиканские земледельцы выжигают часть леса и с этой земли получают урожай. Корни деревьев, оставшиеся в земле, вновь пускают частые побеги. Вот эта густая перепутанная поросль высотой в несколько метров и […]...
- Краткое содержание новеллы Мериме “Маттео Фальконе” Если пройти от Порто-Веккьо в глубь Корсики, то можно выйти к обширным зарослям маки – родине пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием. Корсиканские земледельцы выжигают часть леса и с этой земли получают урожай. Корни деревьев, оставшиеся в земле, вновь пускают частые побеги. Вот эта густая перепутанная поросль высотой в несколько метров и […]...
- Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести (В. Г. Белинский) Наделен ли безнравственный человек способностью к переживанию любовных чувств, и дорожит ли он честью? Нравственность подразумевает внутреннее оценивание человеком норм собственного поведения. Он знает, что такое честь, совесть, долг и любовь. Личность, характеру которой свойственны аналогичные духовные качества, в первую очередь, преследует цель соблюдения своих моральных ценностей, и отсутствия противоречий им. Такому человеку присуще обладание […]...
- Человек долга и чести в русской литературе (На примере романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) В русской литературе роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” стоит особняком, и прежде всего потому, что это не политический роман. Автор не ставит читателя перед выбором: за красных, за белых или зеленых, как делали многие писатели революционных и послереволюционных лет, он просто рассказывает нам о тех далеких событиях. Личное участие в военных действиях и долг […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре” Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия. В такой атмосфере “футлярности”, всеобщего […]...
- Сочинение по рассказу Александра Суворова “Человек без паспорта” Май. Зелень. Щебет птиц. Из дома напротив слышу отрывки песни “Как молоды мы были”… Скоро получу свой первый документ… Ну и что? Бумажку с красивой обложкой… Насколько он важен в жизни человека, я осознал только после прочтения на уроке внеклассного чтения по мировой литературе рассказа Александра Суворова “Человек без паспорта”. Как так можно? Почему право […]...
- “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова) Русская литература 2-й половины XIX века “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова) Художественная литература, особенно русская, оказывает огромное влияние на умы и души читателей. Радость от знакомства с книгой нельзя сравнить ни с каким иным чувством. […]...
- Человек и животное. Какие качества и чувства пробуждают в нас, людях, животные? Какие качества пробуждают в нас, людях, животные – вот вопрос, которым задается Ю. Я. Яковлев. Автор повествует о собаке “со смешным, добрым именем Корзинка”, которая, лишившись хозяина, осталась жить в доме его безжалостной вдовы. Когда у Корзинки родились щенята, женщина наняла Гусарова, человека, который за несколько рублей “был готов сделать любую работу”, но тот, увидев […]...
- Жизнь и человек в произведениях Толстого Сочинение на примере романа “Война и мир”. Жить для себя одного нельзя – это духовная смерть. “Жизнь только тогда, когда живешь для других”, – писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого. Князь […]...
- Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя “Старик и море”) (Первый вариант) Величие человека – в сознании его ответственности. А. де Сент-Экзюпери Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол”, Хемингуэй […]...
- “Футлярный” образ жизни по рассказу Человек в футляре (Чехов А. П.) Что представляет из себя “футлярная” жизнь? Слово футляр характеризует нам плотно закрытый предмет, который не пропускает в себя ни капли извне, но его обитателю, как ни странно, очень удобно там находиться. Так и “футлярные” люди живут в своем мире и никого и ничего нового к себе не подпускают. Они однажды расставили для себя свои приоритеты […]...
- Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя “Старик и море”) (Второй вариант) Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого […]...
- Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпнем счастье Жорж Луи Леклерк писал: “Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпнем счастье”. В чем же заключается долг человека, и что такое честь? Нет точного ответа на этот вопрос. Каждый человек вкладывает свой смысл в данные слова. Я считаю, что честь – это стремление к нравственному идеалу, верность, смелость, […]...
- Природа и человек в произведениях И. Бунина Любовь и смерть – постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает ” приступить к жизни ” в 58 лет. А […]...