Биография Жан Расин
Жан Расин (RACINE) – второй после Пьера Корнеля великий реформатор французской классической трагедии. Очень рано познав сиротство, будущий “певец влюбленных женщин и царей”, как называл его А. С. Пушкин, свои первые университеты проходил в монастыре Пор-Рояль, цитадели милосердия и подлинной благочестивой. В 60-е годы XVII века начинается его драматургическая деятельность.
На расстоянии трехсотлетней дистанции воочию предстал великий эстетический дар Корнеля и Расина – пластически зримо, непредвзято разоблачать призрачность и трагизм
Было время, когда обоих художников называли безусловными сторонниками победоносного абсолютизма. Подлинное величие, энергия героического деяния созданных ими образов действительно приносятся в жертву трону, к которому, однако, и у Корнеля, и у Расина своя мера плохо скрываемого упрека и, если угодно, душевного негодования.
Как бы то ни было, театр французского классицизма не умаляет ощущения творческого экстаза, каким охвачены его мастера; изображая обаятельных, глубоко человечных персонажей. Более
Младший современник Корнеля, Расин уже не застал эпоху Ришелье. За 30 лет, разделяющих поэтов, в общественном сознании Франции про изошли необратимые перемены. Современник Корнеля и Расина, писатель Лабрюйер писал, что “область Корнеля – все, что есть в разуме наиболее прекрасного, наиболее благородного, наиболее возвышенного”, а “область Расина – все, что есть в страсти наиболее нежного, наиболее тонкого”.
Театр Расина (трагедии “Андромаха”, 1667, “Инфигения в Авлиде”, 1674, “Федра”, 1677 и др.) показывает животворную силу страсти, помогает познанию возможностей воображения, а вместе с тем сложности, противоречивости, глубины и мощи любовного чувства. Расин без предрассудков смотрит на человека, на его слабость, беззащитность и ранимость. Считая, что древние сюжеты обязательны для трагедии, Расин стремится изображать не “совершенных героев”, как Корнель, а человека “со средними достоинствами, то есть добродетелью, способной на слабость” (слова Расина), показывать сложность его переживаний.
В отрывках из трагедии Ж. Расина “Федра” представлены три монолога героини, в которых ее внутренняя драма, приведшая сначала к клевете и преступлению, затем к раскаянию и добровольному уходу из жизни, изображена с исключительной силой.
Related posts:
- Жан Расин и Новое время Глава 5. Жан Расин и Новое время План практического занятия 1. Отличие драматических поисков Расина от творчества Корнеля. 2. Образная система Расина и отличие ее от образной системы Корнеля. 3. Образ человека в трагедиях Расина. 4. Влияние философии Нового времени на творчество Расина. 5. Осмысление античности в пьесах Расина Задания для СРС 1. Прочитайте строки […]...
- Трагедия “Андромаха” Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.2. Трагедия “Андромаха” Среди творческих удач Расина необходимо отметить пьесу “Андромаха” (1667). Трагедия была впервые представлена в покоях королевы труппой Бургундского отеля 17 ноября 1667 г. Трагедия имела огромный успех. Современники и позднейшая критика не без оснований сравнивали творческое достижение Расина с пьесой Корнеля “Сид”, признавая тем самым […]...
- Эстетические взгляды Ф. Стендаля. Трактаты “Расин и Шекспир” и “О любви” Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею “погони за счастьем” – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., […]...
- Философская расстановка героев в трагедии “Андромаха” Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.3. Философская расстановка героев в трагедии “Андромаха” Художественной расстановкой героев в трагедии Расин приблизился к философии янсенистов, хотя своей театральной деятельностью драматург вызвал недовольство своих сторонников по религиозному направлению. Резкому осуждению художник подвергся в памфлете “Письмо о духовидцах” ярого сторонника янсенизма Пьера Николя, где все сочинители объявлялись отравителями […]...
- Федра характеристика образа Федры Федра – жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Ф. пылает страстью к своему пасынку и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит […]...
- Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.5. Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина У Расина по-новому возникает тема взгляда в трагедии. У Корнеля взгляд влюбленного открывал достоинства любви. Взгляд героя у Расина открывал внутреннюю ослепленность, неистовость личности. С точки зрения Р. Барта, Расину удалось отобразить таким художественным приемом завороженность чувств. Именно завороженность чувств мешает […]...
- Характеристика героев по произведению Расина “ФЕДРА” &;#124; ФЕДРА ФЕДРА Образ Федра Расина отличается от образа, созданного античными авторами: у древних это была чувственная, обуреваемая страстями женщина, а у Расина – глубоко несчастный и страдающий человек. Федра с самого начала понимает, что ее чувство преступно, и просит богов избавить ее от кошмарных мук любви. Затем, не в силах бороться с собой, она решает устранить […]...
- Трагедия “Федра” Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.4. Трагедия “Федра” Вершиной творчества Расина является трагедия “Федра”. Первоначально трагедия носила название “Федра и Ипполит”, была впервые представлена в Бургундском отеле 1 января 1677 г. В предисловии Расин утверждает свои художественные воззрения на образ героя: “Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили […]...
- Конспект урока: П. Корнель, Ж. Расин, Ф. Ларошфуко, Ж. Б. Мольер – комедиограф, актер, театральный деятель Цель : учебная: представить общие сведения о французском классицизме, исторических условиях его возникновения, раскрыть теоретические основы классицистической литературы в трактате Н. Буало “Поэтическое искусство”, осветить основные события жизни Мольера; развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и связной речи учеников; воспитательная: воспитывать у учеников уважение к деятелям искусства. Тип урока : урок-обзор. Оборудование : репродукции картин Н. […]...
- Ахилл (персонаж трагедии Ж. Расина “Ифигения”) Ахилл (персонаж трагедии Ж. Расина “Ифигения”) Ахилл (Achille) – герой трагедии Ж. Расина “Ифигения” (“Iphigenie”, пост. 1674, изд. 1675), величайший греческий воин, сын царя Фтии Пелея и нимфы Фетиды, возлюбленный Ифигении. В трагедии ему отводится роль ее главного защитника. Ахилл стремителен во всем. Агамемнон, не найдя другого способа вызвать Ифигению в Авлиду, чтобы принести ее […]...
- Философские и литературные истоки творчества Расина Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина Уже при жизни Корнеля современники утверждали, что творчество драматурга угасло, устарело. Однако и после смерти создателя трагедии “Сид” творчество Корнеля продолжается и откликается в определенной мере в драматургии Расина, но в иной форме, других художественных параметрах. Став преемником Корнеля, Расин отказывается […]...
- Краткое содержание Жан Расин Береника Жан Расин Береника Источником трагедии послужило жизнеописание императора Тита в книге римского историка Гая Светония Транквилла “Жизнь двенадцати цезарей”. Император Тит хочет жениться на палестинской царице Беренике, однако римские законы запрещают брак с неримлянкой, и народ может не одобрить решение цезаря. Действие происходит во дворце Тита. В Беренику влюблен Антиох, царь Комагены, области в Сирии, […]...
- Театр Жана Расина В 1677 была поставлена “Андромаха”. Нечто новое открылось французскому театру. Зритель увидел людей в тенетах страстей, не умеющих подавлять их. Появился новый поэтический талант, которому суждено было затмить Корнеля. Драматургов разделяло 33 года: Корнелю было 61, Расину – 28. Общество вступило в новую фазу развития, т. к. пришло новое поколение и Корнель померк. Французы отметили […]...
- Краткое содержание “Андромаха” Расин Источником для этой пьесы послужил рассказ Энея из третьей книги “Энеиды” Вергилия. Действие происходит в античные времена в Эпире, области на северо-западе Греции. После падения Трои вдова убитого Гектора Андромаха становится пленницей Пирра, сына Ахилла, Пирр является царем Эпира, он сохраняет жизнь Андромахе и ее сыну, против чего выступают другие греческие цари – Менелай, Одиссей, […]...
- Краткое содержание Федра Жан Расин Жан Расин Федра Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит – сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и “жаждет умереть”. Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, […]...
- Кочетков Александр Сергеевич В 1917 году закончил Лосиноостровскую гимназию. Учился на филологическом факультете МГУ. Еще в юношестве начал писать стихи. Автор пьесы в стихах о Копернике (Театр Московского планетария). В соавторстве с Константином Липскеровым и Сергеем Шервинским написал две пьесы в стихах, пользовавшиеся успехом (“Надежда Дурова” и “Вольные фламандцы”). Среди переводов: “Волшебный рог юноши” Арнима и Брентано (полностью […]...
- Краткое изложение Ифигения Жан Расин Жан Расин Ифигения Действие происходит в Авлиде, в лагере Агамемнона Тоскующий царь будит верного слугу Аркаса. Тот чрезвычайно удивлен удрученным видом своего господина: потомку богов Агамемнону во всем благоволит удача – недаром на его дочери хочет жениться бестрепетный воитель Ахилл, главнейший из греческих героев. Ифигения скоро прибудет вместе с матерью в Авлиду, где должен совершиться […]...
- Андромаха характеристика образа Андромахи Андромаха – вдова Гектора, предводителя троянцев в Троянской войне, которого убил Ахилл, пленница сына Ахилла Пирра. Драматург, ставя основных героев трагедии перед одной и той же проблемой – выбором между долгом и чувством, противоречащим этому долгу, создает конструкцию, в которой персонажи связаны друг с другом повторяющимися отношениями: Пирр любит А., но она не любит Пирра, […]...
- Британик – Жан Расин Действие происходит в Древнем Риме во дворце императора Нерона. Он взошел на трон незаконно, благодаря своей матери Агриппине. Императором должен был стать Британик, сын второго мужа Агриппины Клавдия, но она сумела подкупить армию и сенат и возвела на трон своего сына. Нерон, вопреки влиянию своих высоконравственных наставников воина Бурра и драматурга Сенеки, которого отправляют в […]...
- Углубление понятия о трагедии Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображают исключительно острые жизненные конфликты. Трагедия вызывает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания к тому, что творится на сцене, где переплетаются страх за героя, сочувствие к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного, облагораживающего. […]...
- Героиня трагедии П. Корнеля “Сид” Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век). В трагедии Корнеля Химена страдательный персонаж, несущий основное нравственно-психологическое бремя. Оказавшись в двусмысленном положении (любимый убил на дуэли ее отца), X. требует у короля казни убийцы. Она понимает, что, защищая на поединке честь своего родителя, […]...
- Катенин Павел Александрович Родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк, сражался при Бородино, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой, был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после […]...
- Вильям Шекспир. Биография Вильям Шекспир – английский драматург, поэт и актер эпохи Возрождения. Его пьесы, отличающиеся беспрецедентным разнообразием типов, положений и персонажей, образуют особый мир – шекспировский театр. Драмы Шекспира оказали огромное влияние на развитие мирового театра и по сей день успешно ставятся на сценах разных стран. Жизнь В. Шекспира в датах и фактах 23 апреля 1564 г. […]...
- Приемы антитезы, контраста в трагедии Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.7. Приемы антитезы, контраста в трагедии Корнель строит пьесу на основе приемов антитезы, симметрии. Приемы призваны отражать рационалистическое видение мира. В пьесе данные приемы выражают внутреннюю противоречивость героев, выявляют психологическую основу художественного образа. Психологическая основа разрушает строгость рацио, обнажая душу человека в лирических тонах и необычайном эмоциональном подъеме. Психологизм […]...
- Краткая биография Вильяма Шекспира Родился в Стратфорде-на-Эйвоне, Англия. 26 апреля того же года был крещен в местной церкви Троицы. Об этом имеется запись в церковной книге. В той же церкви пятьдесят два года спустя похоронен. Отец его – человек состоятельный, торговый, одно время был даже чем-то вроде городского головы. Учился будущий драматург в местной приходской грамматической школе, где изучил […]...
- План практического занятия, Задания для СРС Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века План практического занятия 1. Назовите социально-исторические причины развития литературы Нового времени. 2. Характеристика литературных направлений данного времени. 3. Теоретическо-художественные особенности ренессансного реализма. 4. Философская природа литературы Нового времени. 5. Теоретические взгляды Лопе де Веги, Кальдерона, Ф. Малербу, Корнеля, Расина, Мольера. Задания для СРС 1. Внимательно прочитайте данные отрывки, […]...
- Биография Карамзина Николая Михайловича Родился в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин проучился некоторое время, а в 15 лет поступил на действительную военную службу. Военная служба не соответствовала внутренним склонностям юноши, ему хотелось посвятить […]...
- Альфьери В. биография Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749-1803) – величайший итальянский трагический писатель. Родился в городе Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал с 1774 года. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть колоссальные трудности для овладения языком, т. к. он не знал тосканской речи, говоря все […]...
- Биография Евгения Симонова Дата рождения: 21 июня 1925 года Место рождения: Москва, Россия Дата смерти: 3 августа 1994 года Место смерти: Москва, Россия Евгений Рубенович Симонов – режиссер, Е. Р. Симонов – педагог. Евгений Симонов был рожден 21 июня 1925 года в Москве в творческой семье. Его отец учился у самого Вахтангова, а мать работала в Вахтанговском же […]...
- Фредерик Стендаль. Биография Фредерик Стендаль – классик французской литературы, положивший начало реалистическому психологизму и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и наполеоновских войн. Свое творческое кредо Стендаль сформулировал следующим образом: “Применить приемы математики к человеческому сердцу и положить в основу творческого метода и языка чувств. В этом – все искусство”. Жизнь Стендаля в […]...
- Биография Агафонов Валериан Константинович (1863 – 1955) Агафонов Валериан Константинович (1863-1955) – литератор, почвовед, общественный и политический деятель, эмигрант. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1889). Работал в минералогическом кабинете университета. С 1903 г. преподавал в Петербургском университете. Активный участник революционной деятельности, член партии эсеров. С 1906 г в первой эмиграции, вернулся в Россию в 1917 г. Председатель […]...
- Теоретические взгляды Корнеля Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.4. Теоретические взгляды Корнеля Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до постановки и разрешения значительных этических вопросов и проблем общегосударственного масштаба. До Корнеля во французской драматургии конца XVI – нач. XVII в. центральной фигурой был одинокий […]...
- Федерико Гарсиа Лорка. Биография Федерико Гарсиа Лорка – испанский поэт и драматург, творчество которого принадлежит к вершинным явлениям западноевропейского модернизма. В основу его своеобычного, пронизанного напряженным драматизмом и необычайной образностью художественного мира был положен синтез национальных культурных традиций, индивидуального авторского мифотворчестваи художественных экспериментов начала ХХ в. Жизнь Ф. Гарсиа Лорки в датах и фактах 5 июня 1898 г. – […]...
- Биография Гнедич Николай Иванович (1784 – 1833) Гнедич Николай Иванович (1784 – 1833), поэт, переводчик. Родился 2 февраля (13 н. с.) в Полтаве в небогатой дворянской семье. В 1793 был принят в Полтавскую духовную семинарию, затем учился в Харьковском коллегиуме, после окончания которого поступил в 1800 в Благородный пансион при Московском университете. Всегда учился с большим интересом, много времени […]...
- Биография Александра Брюллова Дата рождения: 29 ноября 1798 г. Дата смерти: 9 января 1877 г. Место рождения: Санкт-Петербург Брюллов Александр Павлович – именитый архитектор времени Российской Империи. Также Александр Брюллов известен как профессор Академии художеств Петербурга. Александр появился на свет в январе 1877 года. Его отец, Павел Иванович, также был скульптором. По его стопам пошли и оба сына, […]...
- Творчество П. Корнеля. Трагикомедия “Сид” Корнель Родился в Руане, в семье чиновника. Закончил Иезуитский колледж, получил должность адвоката. Однажды, как рассказывает предание, один из друзей Корнеля познакомил его со своей возлюбленной, но она предпочла Пьера своему прежнему воздыхателю. Эта история побудила Корнеля написать комедию. Так появилась его”Мелита” (1629). Затем – “Клитандр”, “Вдова”, “Галерея суда”, “Королевская площадь” – ныне забыты. После […]...
- Биография Николая Огарева Краткая биография Николая Огарева Николай Платонович Огарев – русский поэт и писатель, публицист и друг А. И. Герцена. Родился 25 ноября (6 декабря) 1813 года в Петербурге. Мать мальчика рано умерла, а отец впопыхах оставил службу и переехал в родовое имение в Пензенской губернии. С 1820 года семья Огаревых проживала в Москве. Там Николай смог […]...
- Вольтер Ф.-М. биография ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694-1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в […]...
- Биография Джона Констебла Джон Констебл – английский художник, родился в графстве Саффолк. Биографии Констебла и Тернера считаются лидирующими в английском искусстве пейзажа 19 века. Констебл стал известным благодаря своим изображениям мест Саффолка, Хэмпстеда, Солсбери, Брайтона. Будучи сыном преуспевающего мельника, он открыл у себя художественный талант еще в юности. Однако до 23 лет Констебл не посвящал себя искусству. Затем […]...
- Биография Жана-Батиста Мольера Дата рождения: 13 января 1622 года Место рождения: Париж, Франция Дата смерти: 17 февраля 1673 года Место смерти: Париж, Франция Жан-Батист Мольер – французский писатель. Жан-Батист Поклен (настоящая фамилия) был рожден 13 января 1622 года в богатой семье декоратора при дворе короля. Отец был буржуа, поэтому дал сыну отличное образование и воспитание, чтобы тот продолжил […]...