Биография Толстой А. Н

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы.

Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени.

Детство и юность его прошли, впрочем, как у тысяч подобных ему детей помещиков средней руки.

Его

отчим и мать – интеллигентные люди, изгнанные провинциальным обществом (мать ушла от мужа за несколько месяцев до рождения сына),- поселились в деревне. “Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары”,- начинает свою автобиографию Алексей Толстой. Впечатления детства, природа Поволжья, дружба с крестьянскими детьми, уклад деревенской и мелкопоместной жизни вспомнятся потом в серии рассказов о разоряющихся барах и в “Детстве Никиты”. В семье поддерживалась память о “шестидесятниках”, разговоры велись в самом либеральном духе.

Мать, Александра Леонтьевна Востром, писала

книги (далеко не всегда находившие издателя), герои которых обличали несправедливость в длинных и прямолинейных монологах. Признанными в семье писателями были Тургенев, Лев Толстой, Некрасов. Но в те же детские годы, как вспоминал Алексей Толстой впоследствии, он особенно любил слушать сказки и песни на крестьянских посиделках.

Русская реалистическая литература с ее стилистической ясностью и русский фольклор формировали язык будущего писателя.

В литературу он вошел легко. Правда, о первой книге стихов, “Лирика” (1907), он не любил вспоминать, считал ее слабой и рассказывал, что сжег весь тираж. Но уже две следующие книги: “Сорочьи сказки” (1910) и стихи “За синими реками” (1911) сразу были приняты читателем.

В начале XX века после спада революции особым спросом пользовалась литература “туманно-утонченная” и “мифо-языческая”. От увлечения первой Алексея Толстого спасло чувство юмора и естественность – результат воспитания. Он попробовал написать несколько “декадентских” рассказов, но даже не пытался их напечатать.

Любовь же к фольклору не покидала его до смерти, но и в этом жанре он предпочитал стилизации народное слово: живой русский язык А. Н. Толстой чувствовал как мало кто из писателей.

Наибольшую популярность Алексею Толстому принесли рассказы и повести из быта заволжских помещиков: такая тема стала модной в годы между первой революцией и мировой войной. И. А. Бунин в воспоминаниях “Третий Толстой” отметил главную, на его взгляд, черту творчества этого автора: “…с самого начала своего писательства проявил он великое умение поставлять на литературный рынок только то, что шло на нем ходко, в зависимости от тех или иных меняющихся вкусов и обстоятельств” ‘. Такую особенность писателя (свойственную не одному А. Н. Толстому) можно, однако, понять и по-другому: один увидит в ней погоню за сиюминутным успехом, а другой – желание говорить с людьми о том, что им сейчас интересно. Есть писатели, которым более интересен их собственный “внутренний мир”: они не могут не писать, потому что им надо рассказать о себе, самовыразиться.

А есть и другие: они ближе к своему читателю, часто имеют общие с ним интересы и вкусы. Из них не выходят “учители жизни”, но они создают основу литературы. А. Н. Толстой – общительный по своей натуре человек – сам увлекался теми же темами, что и его читатели. Он был очень социальным писателем: не только потому, что писал на общественно важные темы, но и потому, что не мог жить без общения с самыми разными людьми.

А. Н. Толстой знал силу своего таланта и хотел занимать соответствующее этому таланту место. Он и занял его, когда после кратковременной эмиграции вернулся в 1923 году в Советскую Россию. Его книги беспрестанно издавались, он имел и высокие посты в писательских организациях, был и депутатом Верховного Совета СССР, и академиком. Все внешние блага, желаемые им, Алексей Толстой получал по справедливости: как в соответствии с его писательским мастерством, так и потому, что отмеченную Буниным черту решительно развил, поняв: теперь отношения писателя с читателем устанавливаются не непосредственно, а через государство; место идей заступает идеология.

Читателю можно угождать, а можно и быть независимым; государству нужно служить.

Огромный языковой талант Алексея Толстого не раз спасал его на этом пути от написания однодневных рассказов и романов, как у менее даровитых его коллег. Но и в исторических его произведениях заметна эта, все усиливавшаяся к сороковым годам, тенденция; и в рассказах двадцатых годов, ставших сейчас историческим памятником (лексику, манеру разговора, быт этих лет по ним можно восстановить с археологической точностью), часто “сверхзадача” проглядывает слишком откровенно. Романтичному читателю “Аэлиты” грустно узнать, что чуть ли не сразу по возвращении в Россию Алексей Толстой переделал роман в киносценарий (фильм вышел в 1924 г.), по которому Аэлита после победы народного восстания снова загоняет рабочих в рудники, из-за чего Лось убивает ее.

Но в конце выясняется, что весь полет на Марс привиделся в бреду Лосю, и тот, очнувшись, сжигает свои чертежи межпланетного корабля и возглашает отказ от пустых мечтаний и стремление строить повое общество.

Еще в эмиграции А. Н. Толстой написал и издал роман “Хождение по мукам” (получивший впоследствии название “Сестры” и ставший первой книгой знаменитой трилогии) – одну из лучших своих книг. Для издания 1925 года он сделал ряд исправлений, приближающих этот роман к – еще не написанным! – “Восемнадцатому году” (опубликован в 1928 г., впоследствии тоже переделывался) и “Хмурому утру” (закончен в 1941 г.). Эволюция Алексея Толстого от двадцатых к сороковым годам заметна и в “Петре Первом”, но виднее всего она проявилась в “Хождении по мукам”. “Сестры” – итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней; этот бывший свой мир Алексей Толстой изображает цельно, завершено и лирично. Вторая и третья книги выигрывают в том, что называется “динамика развития характеров”, но эта жизнь, очевидно для читателя, известна А. Н. Толстому из чужих рассказов, из документов – но не прожита им самим.

Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники. Вставка же между второй и третьей книгами – “Хлеб (Оборона Царицына)”, попытка художественного воплощения сложившейся к тому времени (повесть закончена осенью 1937 г.) установки о ведущей роли И. В. Сталина в гражданской войне – вызвала, как признавал сам писатель, упреки в том, что она суха и “деловита”. Если в “Петре Первом” та же задача возвеличения вождя, преобразователя воплощена художественно, то в драматической дилогии об Иване Грозном и язык персонажей неестествен, и идея упрочения государства мудрым правителем выражена слишком лобово, и даже понятный в годы войны патриотизм – низкого пошиба: все русские (кроме нескольких продавшихся бояр) хороши и благолепны, все немцы и татары – глупы, продажны. Пьеса об Иване Грозном была заказана А. Н. Толстому еще до войны, на волне возвеличения царя и в кино (фильм С. Эйзенштейна) и в литературе (книги 40-х гг.

В. Костылева, В. Соловьева, пьеса И. Сельвинского и т. п.). Суть такого “развития культуры” определил тогда же Б. Л. Пастернак: “Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сантиментальны и пора одуматься. Петр Первый уже оказывается параллелью неподходящей.

Новое увлечение, открыто исповедуемое,- Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы и сценарии”. Но и читаем мы сейчас не пьесы об Иване Грозном и не “Хлеб”, а “Детство Никиты”, “Золотой ключик”, многие рассказы А. Н. Толстого, “Хождение по мукам” и “Петр Первый”.

Источники:

    Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.

    Аннотация:

    В историческом романе А. Н. Толстого (1883-1945) “Петр Первый” показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался “русский характер”.

    Первая книга романа посвящена борьбе Петра и его сторонников с традициями старомосковской Руси. Во второй – рассказывается, как в войнах с внешними врагами крепнет новое Российское государство. Третья, неоконченная книга, повествует о победах России в Северной войне.

    Умело пользуясь языком петровского времени, А. Н. Толстой воссоздает образ главного героя и дух эпохи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Толстой А. Н