Биография Теофиль Готье

ПОЭЗИЯ ФРАНЦУЗСКОГО “ПАРНАСА”

В СЕРЕДИНЕ XIX в. во Франции сложилась литературная группа “Парнас” (“Parnasse”), в которую вошли поэты Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль, Сюлли – Прюдом, Ж. М. Эредиа и др. В изданиях “Парнаса” принимали участие П. Верлен, С. Малларме, молодой А. Франс. Эстетическая программа “парнасцев” была посвящена “новой поэзии”.

В основе программы – противопоставление “чистой”, высокой поэзии “прозе” действительности; господствующее положение занимали форма стиха, изысканность языка,

отточенность ритмов и рифм.

Эта идея “искусства для искусства” сыграла роль в становлении “Парнаса”.

Наиболее талантливые “парнасцы” (Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, П. Верлен и др.) .внесли значительный вклад в развитие французской поэзии, обогатили ее язык, чем и привлекли внимание русских поэтов “серебряного” века – Н. Гумилева, В. Брюсова и др., донесших до читателей России поэзию “парнасцев”.

Теофиль ГОТЬЕ

(1811 – 1872)

Теофиль Готье (gautier) — друг Гюго, Бальзака и Бодлера.

Теофиль Готье вошел в историю литературы как лирический поэт, как увлекательный

рассказчик – автор романов, повестей и рассказов, как журналист и литературный критик.

Родился Готье на юге Франции, в Провансе в семье чиновника налогового ведомства. Первый сборник “Стихотворения” вышел в самый разгар июльской революции 1830 г. Известность пришла к нему лишь в 1836 г., но не как к поэту, а как к прозаику, после выхода романа “Мадемуазель де Мопен”. В 1852 г. выходит первое издание сборника “Эмали и камеи”

– блестящих и своеобразных стихотворений, привлекших внимание и русских поэтов.

Главное в книге – поэзия описательная: поэт стремится словами создать чувственную картину мира, дать наглядный образ предметов, выступая как бы в трех ипостасях: умелого рисовальщика, знающего, что такое четкость линий, живописца-колориста, разбрасывающего по полотну выразительные краски, ваятеля, прекрасно знающего пластику форм.

Не случайно продолжение в его поэзии эллинистического жанра – экфрасис (экфраза) – словесного описания любого рукотворного предмета, будь то чаша, храм, щит, статуя или картина. “Словесная живопись”,

– так определили современники поэзию Готье.

Не случаен и выбор жанра, он позволял ему, поэту-романтику, ставшему одним из зачинателей течения “Парнас”, приблизить реальность к идеалу, возвысить жизнь до уровня искусства и в то же время поиронизировать по поводу романтизма. Часто в своей поэзии Готье прибегал к приему художественной имитации чужого стиля. Примером является стихотворение “Кармен” (1861).

Эффект имитации достигается за счет тогд, что Готье последовательно сгущает черты, присущие героине одноименной новеллы Мериме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Теофиль Готье