Биография Сорокин Валентин Васильевич

( 25.07.1936 -)

Сорокин Валентин Васильевич [хутор Ивашла Башкирской АССР, 25.07.1936] – поэт.
Сорокин происходит из знаменитого на Урале казачьего рода, который дал краю много ратников, лесников и пчеловодов. Прапрадед поэта Осип Павлович был, по семейным преданиям, богат, храбр, красив и знаменит – избирался головою завода. Фамилия Сорокины первоначально произносилась с ударением на последнем слоге – так звали ратников, командовавших сорока воинами. Предки поэта сражались на Куликовом поле, а проживали они в Мосальском княжестве.

Позднее мосали были переселены Иваном Грозным на Южный Урал. Здесь они основали множество поселений, в числе которых был и хутор Ивашла (ныне не существует), где в многодетной семье (четыре сестры и четыре брата, двое из которых умерли в младенчестве) рос будущий поэт. Мать Сорокина – крестьянка, знала множество стихов, пословиц и поговорок.

Отец – лесник, участник Великой Отечественной войны, был ранен шесть раз, домой вернулся инвалидом. Большим потрясением для Сорокина стала трагическая смерть его старшего брата Анатолия (погиб в 1945-м году в глиняном карьере). С этого момента будущий поэт ощущал себя совершено взрослым, ответственным человеком.
В 14 лет, чтобы помочь семье, Сорокин уходит из родительского дома. В это время он уже автор нескольких прозаических и поэтических публикаций в районной прессе (первая из них, по свидетельству самого Сорокина, рассказ “Поэт”). Закончив семилетку, Сорокин поступает в челябинское ФЗО № 5, по окончании которого десять лет работает оператором электрокрана в 1-м мартене Челябинского металлургического завода. Параллельно он заканчивает вечернюю школу, учится в горно-металлургическом техникуме, посещает литобъединение “Металлург”, много печатается в областной прессе.

Одаренного поэта поддерживают земляки: писатель Н. Воронов публикует его в альманахе “Уральская новь” (1957), а поэтесса Л. Татьяничева редактирует первую книгу “Мечта” (Челябинск, 1960), стихи из которой “Мы простые парни, работяги, Дышим вечным пламенем отваги…” позволяют впоследствии ряду критиков причислить Сорокина к продолжателям “рабочей темы” (Макаров А.). Но в следующих сборниках “Мне Россия сердце подарила” (1962) и “Я не знаю покоя” (1962) вырисовывается иной лирический герой, который ставит более масштабные задачи, чем воспевание рабочего класса: “Век поэта – грозное мерило, Все, что есть в душе, Не утаю. Мне Россия сердце подарила, Я его России отдаю!”.
В 1962 году по рекомендации Леонида Соболева, Бориса Ручьева и Василия Федорова Сорокин вступает в Союз писателей СССР. В следующем году по настоянию В. Федорова он приезжает в Москву для учебы на Высших Литературных Курсах, где занимается в поэтическом семинаре, руководимом критиком Александром Макаровым. В Литинституте и на ВЛК дружит с И. Акуловым, братьями Э. и В. Сафоновыми, Н. Рубцовым, Б. Примеровым, С. Кузнецовой, В. Машковцевым, А. Жигулиным и др.

За неопубликованное стихотворение “Льву Троцкому” (“Для тебя и ракета, и книга, И такси, и гремучий состав, Ты страшнее монгольского ига, Ядовитый сионский удав!”) и ряд других произведений Сорокина подвергается многолетнему прессингу со стороны КГБ.
После окончания ВЛК в 1965-67 гг. Сорокин заведует отделом поэзии в саратовском журнале “Волга”. В книге “Лирика” (1966) он выступает как яркий и самобытный поэт любовной темы: “Я люблю тебя очень и очень, Так, что всюду – куда ни пойди, Не глаза, а иконные очи, Светят мне бесконечно в пути”.
В 1968-69 гг. Сорокин ведет отдел очерка и публицистики в журнале “Молодая гвардия”, который в те годы был главным рупором “Русского Возрождения”. По-видимому, именно в это время он окончательно сформулировал основные художественно-эстетические и философские принципы своего творческого пути и гражданского поведения.

В 1970-80 гг., будучи главным редактором издательства “Современник”, Сорокин получает возможность претворить эти установки в жизнь, и блестяще справляется с поставленной задачей. “Современник” становится ведущим издательством русского (почвеннического, национально-государственного) направления, а сам поэт создает несколько произведений, вошедших в “золотой фонд” русской литературы ХХ века. В первую очередь, это поэмы “Евпатий Коловрат”, “Пролетарий”, “Дмитрий Донской”, “Сейитназар”, “Красный волгарь”, “Две совы”, “Золотая” (впервые напечатаны в книгах “Огонь” (1973), “Признание” (1974), “Плывущий Марс” (1977), “Лирика” (1979)). Характеризуя значимость жанра, Сорокин писал, что “поэт без поэмы – царь без короны”, а его творческий метод отчасти раскрывает признание, сделанное им в критической книге “Благодарение”: “Поэма требует иногда целого пласта жизни.

Поэма – карьер, где надо работать долго и умело, терпеливо и безответно”.
Примером такого труда можно считать поэму “Дмитрий Донской”. Это драматическое повествование (в пяти картинах) густо населено действующими лицами: Дмитрий Донской, Евдокия – жена князя, Сергий Радонежский, Карп – разведчик, его невеста, Пересвет, Мамай, Олег Рязанский – князь-изменник, Черт, Челубей, а также: бабы, мужики, князья, русские и татарские воины. Дух победительности, торжества (вообще свойственный творчеству Сорокина) властвует в поэме, а еще в ней ярко выражено ощущение беды и тревоги.

И – явление Сергия Радонежского в прологе произведения, что в атеистическое время 70-х было более чем смелым сюжетным ходом. Поэма получилась, с одной стороны, очень религиозной, с другой, весьма светской, точно объясняющей цель и содержание жизни мирянина. В чем же эта цель?

Автор дает ответ в эпилоге: “Беречь Россию не устану, Она – прозрение мое, Когда умру, то рядом встану Я с теми, кто берег ее”. Тема Родины, тема любви, таким образом, становится ведущей в творчестве поэта.
В 1978 году Сорокин подвергается целому ряду нападок со стороны тогдашних “верхов” – партаппаратчики лишают его квартиры, вселив в нее мультимиллиардеру Кристину Онассис; вместе с другими руководителями “Современника” он проходит через позорную и несправедливую процедуру партийного суда – Комитета Партийного Контроля; Михаил Шолохов, по наущению своего окружения, посылает в Политбюро телеграммы с требованием снять с должности “хамоватого парня Сорокина” (которого классик даже никогда не видел). Эти внешние обстоятельства существенным образом повлияли на жизнелюбивую и темпераментную поэзию Сорокина Виктор Кочетков, поэт старшего, военного поколения, в одной из своих работ написал: “…на долю поколения, к которому принадлежит Валентин Сорокин, выпали вроде бы самые “тихие”, самые бескровные годы. Но на дне этих лет таилась такая горечь, которая в особый цвет окрасила не один лирический сборник, не одну прозаическую книгу. Лирика Валентина Сорокина соединила в себе и драму прошлого, и сумятицу настоящего, и надежду будущего” (цитируется по книге Сычевой Л., стр.

118) В наиболее явном виде трагедия “тихого времени” отразилась в сборнике “Посреди холма” (1983), где возникает образ одинокого и сильного человека, ощущающего грядущую катастрофу русского народа и государства: “…Но не летят знакомо журавли. Я видел сон: они крестов коснулись, И в заревой растаяли пыли, И никогда уж больше не вернулись”.
С 1983-го года Сорокин руководит Высшими Литературными Курсами. В 1986-м году за книгу “Хочу быть ветром” (1982), где, в основном, была представлена любовная лирика, поэт удостоен Государственной премии РСФСР (прежде, в 1974-м, он стал Лауреатом премии им. Ленинского Комсомола, хотя “комсомольская” и “партийная” тематики ему никогда не были свойственны).

Все 80-е годы Сорокин сражается за судьбу своей большой эпической поэмы “Бессмертный маршал” (о Георгии Жукове), завершенной еще в 1978-м году. Цензурные и партийные преследования многострадальной поэмы были таковы, что в отдельные годы из нее вымарывали до 1500 строк – власти обвиняли автора в “антисоветчине”, требуя убрать образы Берии, Сталина, да и сам Жуков казался ЦК КПСС “недостаточно коммунистом”. Полностью поэма была опубликована только в 1989 году.
Распад СССР, национальные войны на окраинах некогда единой державы поэт переживает очень тяжело. Именно в эти годы в периодике появляются очерки Сорокина о погибших русских поэтах – Сергее Есенине, Борисе Корнилове, Павле Васильеве, Николае Рубцове и др., составившие впоследствии документально-публицистическую книгу “Крест поэта” (1995). Кровавые события 1993 года легли в основу поэмы “Батый в Кремле”. В этом произведении кроме характерных для поэта горько-обличительных, гневных интонаций много народной лексики и сатирических приемов: “А Батый на “ЗИЛе” мчится И кобенится, мурло: “Не успел я помочиться Вертолету на крыло!..”
В 1996 году в книге “Будь со мной” Сорокин возвращается к любовной лирике. Для поэта характерно слияние любимой женщины, России, матери в едином образе лирической героини: “Глаза твои, глаза ее И колокольный звон, Все это – вечное, мое, Протяжное, как стон!”. Кроме того, любовная лирика Сорокина отличается глубокой интимностью и чувственностью: “Нам тоской разлуки не согреться.

Белые деревья. Лунный чад. И тебе под маленькое сердце Кровь и свет страстей моих стучат”.
Параллельно поэт работает над циклом политических басен (“Басни и сказы про ельцинские проказы”, 1997) и очерками новейшего “смутного времени” (“Обида и боль”, “Отстаньте от нас!..”, 2002). Очерки В. Сорокина отличаются большой страстностью, бескомпромиссностью, ярко выраженным национальным чувством: “Сионистская гондонная печать отравила добрые отношения между нами и мусульманами: какой нормальный народ вынесет, стерпит спидовую гоп-компанию иуд?..” Документальный роман в новеллах “Биллы и дебилы” (2003), где Сорокин касается, в основном, своей работы в “Современнике”, дает прекрасный образец прозы поэта – импульсивной, ироничной, точной в оценках, с многочисленными лирическими отступлениями. В поэтическую книгу “Голос любви” (2003) вошли стихотворения, написанные в последние годы, а так же те, что не были опубликованы в советское время из-за цензурных препятствий.
После распада СССР в качестве сопредседателя Союза писателей России Сорокин способствует восстановлению литературного процесса в национальных республиках, с 2002 года работает заместителем председателя исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов. В 2000-м году за поэму “Бессмертный маршал” ему присуждена Международная премия им. М. А. Шолохова.

Сорокин также удостоен литературных премий имени А. Твардовского, В. Федорова, В. Тредиаковского и др.
В последние годы в стихах C. все яснее звучат христианские мотивы. Поэт осознает свое творчество как мессианское служение: “К Родине склоняясь головою, Знаю, Бог мне указал перстом Стать землей, молитвою, травою, Эхом стать в моем краю пустом!..” (Ср. у Пушкина: “И неподкупный голос мой Был эхом русского народа”
Сорокин – автор очерков о многих поэтах и писателях, своих современниках: Б. Ручьеве, Л. Татьяничевой, В. Федорове, П. Проскурине, Ю. Бондареве, Е. Исаеве, В. Семакине, И. Шевцове, Н. Воронове, И. Акулове, М. Львове, Д. Ковалеве, В. Бокове, С. Куняеве, А. Маркове, А. Прокофьеве, С. Богданове, В. Машковцеве, А. Филатове, С. Викулове, С. Поделкове, В. Кочеткове, Ю. Прокушеве, О. Шестинском и др. Стихи Сорокина переведены на многие европейские языки, на арабский (у поэта есть большой стихотворный цикл “Древняя песнь Иордана”), японский и хинди.
Жизнь и деятельность Сорокина высоко оценивают его современники. “Мир в свете любви”, – такова, по мнению Бор. Леонова, поэзия Сорокина “Он из тех поэтов, которые не украшают красоту, а как бы придвигают ее к людям”, – считает Михаил Беляев. “В Сорокине живет большая поэтическая стихия, которая, на мой взгляд, сродни или близка к поэтической стихии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Те же широта, размах, удаль, яркие живописные мазки, народный язык… Сорокин – поэт ярко выраженного национального чувства.

Он – поэт громкий и громко говорит о своей любви к Родине. Да будет он правильно понят и современниками, и потомками”, – говорил Михаил Львов. По понятным причинам, подобных оценок от либеральных писателей и критиков Сорокин не удостоился.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Биография Сорокин Валентин Васильевич