Биография Пушкина. Лицей (Пушкин А. С.)



В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне г. Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приемные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведенного под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. С 23 октября начались занятия.

Лицей был своеобразным учебным заведением. В его организации большое участие принимал видный государственный деятель начала XIX века М.

М. Сперанский.

По его замыслу, лицей должен был подготовлять образованных и передовых людей.

Поэтому по проекту лицея, составленному Сперанским, в программу были включены предметы не только среднего, но и высшего учебного заведения, в частности политические науки. Во главе лицея был поставлен близкий Сперанскому человек В. Ф. Малиновский. Были назначены лучшие профессора и преподаватели.

Среди них необходимо отметить профессора политических наук А. П. Куницына, особенно любимого Пушкиным. Противник крепостного права, Куницын своей критикой деспотизма и рабства, защитой прав личности и свободы воспитывал многих лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия. Французский язык и литературу преподавал

Будри, брат знаменитого якобинца Марата, много рассказывавший лицеистам о французской революции. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также запрещенная политическая литература, имевшая большое распространение среди лицеистов, превращали лицей времен Пушкина в школу политического вольномыслия.

Недаром Пушкин и его друзья называли его “лицейской республикой”.

Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьей.

Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своем послании к бывшим лицеистам, Пушкин так характеризовал лицейское “святое братство”:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он – под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Лицеисты живо интересовались и политическими событиями, и литературной жизнью.

Отечественная война 1812 года, поход русской армии за границу, взятие Парижа – все эти события волновали лицеистов, вызывали оживленные обсуждения, заставляли следить за отечественными и иностранными журналами. Товарищ Пушкина по лицею И. И. Пущин в своих воспоминаниях рассказывает: “Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве”.

В Пушкине под влиянием этих событий еще более окрепла любовь к родине и народу. В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” (1814) юный поэт с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. С болью в сердце он говорит о пожаре Москвы, о ее развалинах, но утешается тем, что занятие Москвы французами было началом их гибели:

Утешься, мать градов России. Воззри на гибель пришлеца… Взгляни: они бегут. ..

Пушкин видит источник победы России над Наполеоном в героизме русского народа-патриота, в отпоре широких народных масс врагу.

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

В лицейские годы Пушкин много читал.

Лицеисты выписывали целый ряд журналов и книг, горячо обсуждали вопросы литературы. Среди воспитанников лицея были юноши с поэтическим талантом: Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер. Уже с конца 1811 года в лицее стали издаваться рукописные газеты, журналы, сборники.

Пушкин принимает в них деятельное участие. В лицейские годы Пушкин пишет много и в разных жанрах: оды, элегии, послания, поэмы, комедию, роман. До нас дошло около ста двадцати стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не все, что написано им в эту пору.

Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией. “Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале на прогулках, – рассказывает его товарищ по лицею С. Комовский,- но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили в голову разные пиитические (поэтические) вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, кои занимали его. . .”

В стихотворном послании к одному из учителей (“Моему Аристарху”, 1815) сам Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи:

Сижу ли с добрыми друзьями, Лежу ль В постели пуховой, Брожу ль над тихими водами В дубраве темной и глухой. Задумаюсь-взмахну руками, На рифмах вдруг заговорю…

Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растет, как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. Он быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и у поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и трезвость мысли, критическое отношение к своим учителям предохраняют Пушкина от ученического подражания. “Бреду своим путем; будь всякий при своем”, – заявляет он в послании Батюшкову (1815), предложившему ему петь “войны кровавый пир”.

Свое, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах Пушкина, в его, по выражению Белинского, “художнической способности. . . свободно переноситься во все сферы жизни”, в “простом и верном взгляде на действительность”. Уже в этих стихах проявляются особенности языка Пушкина: ясность, точность, меткость, выразительность и смелая новизна словесных образов. Слава Пушкина-поэта растет не только среди лицеистов.

С 1814 года стихи Пушкина начинают печататься в журнале “Вестник Европы”, а с 1815 года – еще в двух журналах.

В январе 1815 года на экзамене Пушкин прочитал в присутствии Державина свою оду “Воспоминания в Царском Селе”. Державин был взволнован силой поэтического дарования Пушкина. Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте-лицеисте своего достойного преемника.

Но не один Державин отметил поэтический талант Пушкина. Ему изумлялся Батюшков; скупой на похвалы Карамзин, навестив Пушкина в лицее, сказал ему: “Пари, как орел, но не останавливайся в полете”.

В своем письме к П. А. Вяземскому (1815) Жуковский сообщает о том, что он посетил в лицее “молодого чудотворца – Пушкина”. Дальше он пишет: “Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

В лицее Пушкин установил товарищеские связи со многими лицеистами, а с Дельвигом, Пущиным и Кюхельбекером его связывала искренняя, глубокая дружба. Пушкин был человек живой, общительный, а потому, когда воспитанникам старших курсов разрешили посещать дома знакомых, живущих в Царском Селе, он широко воспользовался этим разрешением. Летом 1816 года

Жил в Царском Селе Карамзин, знавший и высоко ценивший Пушкина. Поэт посещал дом Карамзина, слушал чтение отрывков из “Истории Государства Российского”, беседы Карамзина с посетителями. У Карамзина Пушкин познакомился с П. Я – Чаадаевым, офицером гвардейского гусарского полка, а через Чаадаева – со многими молодыми офицерами этого полка, в числе которых были члены организаций, предшествовавших декабристским Северному и Южному обществам.

Чаадаев, свободолюбивый и широкообразованный человек, стал другом Пушкина и оказал на него большое и благотворное влияние. В послании “Чаадаеву” (1821) Пушкин говорит об этом:

Твой жар воспламенял к высокому любовь.

“Высокое” на языке Пушкина и декабристов значило – политические, общественные, научные, литературные интересы. Беседы с Чаадаевым укрепили и расширили свободолюбивые взгляды и настроения Пушкина.

Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготовлен к высокому назначению поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием “отчизне посвятить души прекрасные порывы”.

9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт покинул стены школы, вступил в жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Пушкина. Лицей (Пушкин А. С.)