Биография Пушкина. Детство
(1799-1837) “Пушкин… расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русской жизнью и русскою современностью, обогатил идеями…”
“Ни один поэт не имел на русскую литературу такого многостороннего, сильного и плодотворного влияния”, – писал Белинский.
Пушкин – великий русский национальный поэт.
В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность,
Впитав в себя лучшие достижения и традиции отечественной культуры и литературы, Пушкин всю свою творческую жизнь по святил борьбе за самобытное развитие русской литературы. И он стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна и прекрасна своей тесной связью с освободительным движением, подлинной народностью, верой в творческие силы народных масс. Пушкин явился и основоположником современного русского литературного языка.
По справедливому утверждению А. М. Горького, “Пушкин у нас – начало всех начал” новой русской литературы.
Детство.
Сердце
У него была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели XVIII века, и западноевропейские классики XVII – XVIII веков. В доме отца будущий великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Дядя Пушкина, В. Л. Пушкин, пользовался в начале XIX века известностью как поэт-арзамасец, Умный и наблюдательный, мальчик многое схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.
Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: “В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, – во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговор и не спускал с него глаз”.
Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам. Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина остались только “неприятные воспоминания” о них.
На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была “настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками”. Эти две
Русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.
В одном из лицейских стихотворений (“Сон”, 1816) Пушкин так вспоминает о своей няне, называя ее, как в старину, “мамушкой”:
Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы…
Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум.
На лето Пушкины выезжали в подмосковное имение бабушки Захарове. Здесь мальчик завязал знакомство с дворовыми ребятишками, полюбил простую деревенскую природу.
В “Послании к Юдину” Пушкин-лицеист так говорит о Захарове:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарове; оно
С заборами, с рекой волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть.
Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики и среди них вольнодумец Вольтер были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда он попал двенадцати лет.
Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились.