Биография Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии. Отцом поэта был ар­мейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек гру­бый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними.

Мать поэта – Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обес­печенной семьи, образованная, чуткая женщина, горячо любившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспо­миная детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. “Рассказывая, – пишет П. Гайдебуров, – он вспоминал о матери с такой любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом оре­оле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворени­ях”.

В стихотворении “Рыцарь на час”, в “Последних песнях” Некрасов создал светлый, благородный облик этой чудесной женщины. В поэме “Мать” он говорит о ее неизг­ладимом влиянии на всю его жизнь:

И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты, –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях – Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года. Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли.

Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произ­ведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина. Тогда же он сам начал писать стихи.

В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в уни­верситет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о воен­ной карьере для сына, лишил его материальной поддержки.

Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: да­вать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Прихо­дилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе.

Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь” [34]. Трудности, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”.

В 1840 году поэт издает первый сборник стихов “Мечты и звуки”. Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными от­зывами.

Белинский заметил, что “посредственность в стихах нетерпима”.

В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным со­трудником журналов “Пантеон русского и всех европейских театров” и “Литературной газеты”, редактором которых был Ф.А. Кони. В этих журналах поэт публикует многочислен­ные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецен­зии. Также он много пишет для Александринского театра – водевили, пьесы комического содержания.

Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: “Наум Перепельский”, “Феклист Онуфрич Боб”.

С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом “Отечествен­ные записки”. В 1843 году он познакомился с В.Г. Белин­ским.

Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жиз­ни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначе­ние поэта. Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чув­ство большой признательности к Белинскому, искренней люб­ви сохранил поэт на всю жизнь.

С большой теплотой вспоми­нает он о критике в лирической комедии “Медвежья охота”, в поэме “Белинский”, в поэме “Несчастные”, в стихотворении “Памяти приятеля”.

Вместе с Белинским Некрасов теперь сотрудничает в жур­налах “Современник” и “Отечественные записки”. В 1845 году появляется стихотворение “В дороге”. Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и вос­кликнул: “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!” В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альма­наха: “Физиология Петербурга” (1845) и “Петербургский сбор­ник” (1846), где были собраны произведения Тургенева, До­стоевского, Белинского, Герцена.

С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала “Современник”. На стра­ницах журнала в этот период появляются “Записки охотника” и “Муму” И.С.

Тургенева, “Сон Обломова” и “Обыкновен­ная история” И.А. Гончарова, “Детство” и “Севастопольские рассказы” Л.Н. Толстого.

Из поэтов печатались Огарев, Май­ков, Тютчев, Фет, Полонский.

В “Современнике” печатался и сам Некрасов. Темой ли­рических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города (“На улице”, “О погоде”, “Еду ли ночью по улице темной…”, “Колыбельная песня”), судьба русского кре­стьянства (“Крестьянские дети”, “Забытая деревня”, “Ори­на, мать солдатская”, “Мороз, Красный нос” и др.). Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я.

Панаевой.

Однако политическая ситуация в стране была напряжен­ной. Усилились преследования писателей. А.И. Герцен вы­нужден был выехать за границу.

Ф.М. Достоевский в 1849 году был сослан на каторгу. И.С. Тургенев выслан из столицы.

За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание “Современника” было запре­щено правительством. В 1868 году Некрасов становится ре­дактором журнала “Отечественные записки”.

И остается им до самой смерти.

В период общественного подъема 1850-1860-х и кресть­янской реформы Некрасов опубликовал стихотворения “Поэт и гражданин”, “Песня Еремушке”, “Размышления у парадного подъезда”. Вместе с А.Я. Панаевой он написал два романа – “Три страны света” (1848-1849) и “Мертвое озеро” (1851).

Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы – “Крестьян­ские дети” (1856), “Коробейники” (1861), “Мороз, Красный нос” (1863-1864).

В 1862 году поэт побывал в родных местах – Грешневе и Абакумцеве. Впечатления от этих поездок он отразил в лири­ческой поэме “Рыцарь на час” (1862). В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, неподалеку от Ярославля, где за­тем стал проводить каждое лето, отдыхая и охотясь.

В последние десять лет Некрасов работал над поэмами о декабристах (“Дедушка” (1870), “Русские женщины” (1871 – 1872)), писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” (1866-1876), сатирические произведения (поэма “Современники” (1875)), элегии (“Три элегии”, “Утро”, “Уныние”, “Элегия”),

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи поста­вили диагноз: рак кишечника), и, несмотря на все усилия, вскоре жизнь его оборвалась. Напрасно приглашали из Вены знаменитого хирурга Бильрота: операция не имела успеха. Не­красов умер 27 декабря 1877 года.

Огромное количество наро­ду шло за гробом Поэта, который был похоронен на Новоде­вичьем кладбище.



Биография Некрасова