Биография Метерлинк Морис

Метерлинк
(Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, – 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке.

Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции.

Идеалистические символистские взгляды раннего М. (изложены в книге “Сокровище смиренных”, 1896) – реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов М. “Теплицы”, в 1896 – сборник “12 песен” (в 1900 – “15 песен”). Человек в ранних пьесах М. – жертва рока (сказка “Принцесса

Мален”, 1889; одноактные пьесы “Непрошеная”, “Слепые”, обе 1890; драма “Пелеас и Мелисанда”, 1892); это драматургия молчания, намеков и недомолвок. В пьесе “Смерть Тентажиля” (1894) намечена тема бунта против рока.

В пьесах-сказках “Аглавена и Селизетта” и “Ариана и Синяя Борода” (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга “Мудрость и судьба” (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе “Сокровенный храм” (1902) М. призывает к творческой и социальной активности; в этот период М. близок к социалистическим кругам.

Драма “Сестра Беатриса”

(1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма “Монна Ванна” (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет М. выступает против фатализма в жизни и искусстве.

Пьеса “Чудо святого Антония” (1903) – острая антибуржуазная сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку “Синяя птица”, исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор – в репертуаре этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 М.-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса “Обручение” (1918) продолжает рассказ об одном из героев “Синей птицы”. Пьесы, написанные позднее, менее значительны (“Бургомистр Стильмонда” и “Соль земли”, 1919; “Жанна д’Арк”, 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули М. от общественной проблематики.

Трактаты М. “Жизнь пространства” (1928), “Перед лицом бога” (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат натурфилософские книги “Жизнь пчел” (1901), “Разум цветов” (1907), “Жизнь термитов” (1926), “Жизнь муравьев” (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары “Голубые пузыри (счастливые воспоминания)” (1948). Гуманистические пьесы М. периода 1896-1918 вошли в репертуар мирового театра.

Нобелевская премия (1911).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Метерлинк Морис