Биография Иоганн Себастьян Бах Лейпциг (Зарубежные композиторы)

Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки.

Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с прямыми обязанностями кантора как преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: “Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра”.

Как и прежде,

ограничивались его творческие возможности.

Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы “не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение”. Бах, как всегда жертвуя многим, никогда, однако, не поступался главным своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), “Страсти

по Иоанну”, “Страсти по Матфею”, Мессу си минор. “Страсти”, или “пассионы” (от латинского слова “passio” – “страдание”), по Иоанну и Матфею – это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию “Страстям”.

Обычно и месса и “страсти” представляли собою хоровые песнопения в католической церкви.

У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и “Страсти” Баха – это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган.

По своему художественному значению кантаты, “Страсти” и Месса представляют собой третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, “человечной”. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.

Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый “Итальянский концерт”. Несколько позже Бах закончил второй том “Хорошо темперированного клавира”, куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности “Музыкальной коллегии” города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской (не церковной) музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах “Музыкальной коллегии” как солист и дирижер.

Специально для концертов общества он написал много оркестровых, кла-вирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха – руководителя школой певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей.

Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все неполадки приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами.

Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано (В наше время широкой известностью пользуется сборник фортепианных пьес “Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах”. “Тетрадь” была написана Бахом для занятий со своей женой). Хорошо пела и старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка.

Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха прошла мало замеченной.

О нем скоро забыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой. Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных.

Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Иоганн Себастьян Бах Лейпциг (Зарубежные композиторы)