Биография и сказки Евгения Шварца
“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот – сказочник. И все – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.
Эти слова героя пьесы “Снежная королева” полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.
Первую книгу Е.
Л. Шварц выпустил в 1925 году. Писательскому дебюту предшествовала
В основном это были стихи и рассказы для детей – книжки небольшого формата по десять – пятнадцать страниц, в тонкой обложке. Пьесы же печатались скудно, в лучшем случае замалчивались, а чаще подвергались сокрушительной критике. Е. Л. Шварц был нелюбим властями предержащими и литературными чиновниками: писал он свободно, никогда не прислушивался к “руководящим указаниям”.
Потому,
Созданный умной и доброй фантазией, мир Шварца сказочен и в то же время узнаваем. Герои сказок похожи на нас, на наших соседей: глупый голый король и прелестная Золушка, благородный Рыцарь Печального Образа и жестокая Снежная Королева, дракон и тень, пытавшаяся стать человеком… Волшебное и реальное, фантастическое и будничное, повседневное существуют в сказках Шварца рядом, впрочем, как и в жизни,- недаром одна из лучших его пьес названа “Обыкновенное чудо”. И как в жизни, в сказках Шварца великодушие, честность, смелость противостоят лжи и жестокости, лицемерию и фанатизму, подлости и трусости.
Но хотя в пьесах Добро побеждает Зло, в жизни, увы, случается часто наоборот.
Массовые убийства невинных людей, концентрационные лагеря, господство холуйской психологии и чудовищная демагогия, оправдывавшая злодейство тоталитаризма,- все то, что происходило на родине писателя в тридцатые – сороковые годы, когда были написаны его главные пьесы, во многом перекликалось с событиями в странах, где господствовал фашистский режим. А самодовольное чудовище, упоенно рассуждающее о покорности своих подданных (знаменитый монолог из “Дракона” о “безруких душах, безногих душах, глухонемых душах,., дырявых душах, продажных душах, прожженных душах, мертвых душах”), как оно напоминает “лучшего друга пионеров и чекистов”, убежденного в абсолютной и вечной власти над умами и сердцами миллионов…
Но творчество Шварца питалось не только и не столько конкретной социальной реальностью родины писателя или стран фашистского блока – пьесы возникли из яростного отвращения сказочника к любому насилию над человеческой личностью. Читатель и зритель Шварца запомнит – нельзя поддаваться драконам. И еще: противостоять Злу трудно, но отступать перед ним – подло.
Труднее же всего бороться с драконом в человеческой душе, со Злом, которое в нас самих.
Лучшие герои писателя, подобно рыцарям Круглого Стола (не случайно герой в “Драконе” назван Ланцелотом), готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость, защитить слабого, прийти на помощь обиженному. Все они разные, такие герои, но объединяет их благородство, мужество, самоотверженность. И мы согласны с писателем – этим “волшебным свойствам никогда не придет конец”.
Сколько раз творчество Шварца при жизни подвергалось проработкам, сколько раз чиновники от литературы указывали ему на “оторванность его сказок от жизни, нужд и интересов народа”. А одна из рецензий на “Дракона”, вышедшая в 1944 году, называлась “Вредная сказка”. Но прошло почти полвека, и стало ясно, что Евгений Львович Шварц писал очень нужные сказки.
Нужные во все времена.
Источники:
- Шварц Б. Л. Обыкновенное чудо: Пьесы, стихи.- М.: РИФ. 1990.- 255 с.
Аннотация: Сказка и памфлет, фантастика и пародия, лирика й сатира органично соединены в творчестве Е. Л. Шварца (1896-1958). В гротескной аллегорической форме художник говорил о социальных, нравственных, философских проблемах, которые и сегодня по-прежнему остры и актуальны. В сборник включены лучшие пьесы Шварца – “Голый король”, “Тень”, “Дракон”, “Обыкновенное чудо”, а также впервые публикуемые стихи.