Биография И. А Крылова. Краткое изложение текста



Крылов Иван Андреевич (02.02.1769 года (по другим данным, 1768 год), Москва – 09.11.1844 года, Петербург) – русский писатель, баснописец, журналист.

Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, еще подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург (1782), был мелким чиновником в Казенной палате.

Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского

и итальянского языков. В 14 лет написал комическую оперу “Кофейница” (1782), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786-1788 созданы комедии “Бешеная семья”, “Сочинитель в прихожей”, “Проказники”, высмеивающие пустоту и развращенность столичного дворянства, и трагедия “Филомела”, направленная против деспотизма.

В 1789 году Крылов предпринял издание журнала “Почта духов”, в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. В журналистской деятельности, а также в повести “Каиб”

(1792) и других прозаических произведениях Крылов выступил как продолжатель просветительной сатиры Н. И. Новикова. Смелая сатира Крылова вызвала недовольство Екатерины II – писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции.

В 1799-1800 написана злая антиправительственная “шуто-трагедия” “Трумф” (“Подщипа”), которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 году Крылов смог вернуться в Петербург. В 1806-1807 написал комедии “Модная лавка” и “Урок дочкам”, высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех.

В 1812-1841 служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. В 1809 году вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца.

Басни Крылова стали, как сказал Гоголь Н. В., “… книгой мудрости самого народа”. Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра.

А. С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в “… веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться…”. В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический момент – мораль, Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку.

По поводу басни Крылова “Крестьянин и овца” В. Г. Белинский писал, что это “… поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц…”. В этом заключались задатки реалистического подхода писателя к действительности. Басни Крылова выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии (“Волки и овцы”, “Мор зверей”, “Рыбьи пляски” и многие другие).

Правда, в таких баснях, как “Конь и Всадник”, “Колос”, содержавших оправдание смирения перед власть имущими, сказалась непоследовательность политических взглядов Крылова, но главным, непреходящим в его творчестве остается глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества (басни “Крестьяне и Река”, “Листы и корни” и другие).

Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 (“Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Раздел” и другие). В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои – от царя до пастуха. С баснями Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами.

Язык басен Крылова явился примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.

‹ Иван Андреевич Крылов Вверх Жизнь замечательных людей. Антология наших заблуждений ›


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография И. А Крылова. Краткое изложение текста