Биография Гофман



(1776 – 1822)

Эрнст Теодор Амадей Гофман (HOFFMANN) – немецкий романтик, гениальный сатирик, мастер фантастической новеллы и сказки.

Гофман родился в Кенигсберге. Он получил юридическое образование и на протяжении всей жизни занимал различные посты в судебных учреждениях Пруссии и Польши. Однако настоящим призванием Гофмана было искусство.

Занятия музыкой и рисованием в детстве позволили мальчику в будущем стать профессиональным музыкантом, композитором и талантливым живописцем, графиком.

Первое художественное произведение

Гофмана “было опубликовано, когда ему было уже тридцать три года.

Новелла “Кавалер Глюк” развива-(I одну из основных идей писателя – конфликт между художником и обществом. Гофман убежден, что искусство облагораживает людей. Силу эстетического воздействия музыки писатель показал в музыкальных но-Кллах, романе “Житейские воззрения кота Мурра” и критических статьях. ‘

Творческая программа Гофмана излагается в очерке “Жак Калло”82 (1813). В офортах французского графика XVII в. Калло немецкий романтик находит образец для своего художественного мира – сочетание реальных картин с фантастическими

и гротескными. В причудливом и завораживающем мире Гофмана человек живет в двух противоположных состояниях – мечте и реальности.

Гофмановское двоемирие стало проявлением печной попытки соединения идеала с действительностью и осознанием невозможности их примирения.

Реальная жизнь таит в себе враждебное начало для поэтически настроенных гофмановских мечтателей. Герой новеллы “Песочный человек” оказывается бессильным против темных сил, воплощенных в форме бесовской механики. Автоматическая кукла – символ не просто “образцовой” барышни, а ненавидимого автором филистерского мира,83 – вторгается в жизнь Натанаэля и разрушает ее. Злые силы овладевают героем в Италии.

Для Гофмана родина Рафаэля 4 не только обетованная страна искусств, куда он отправляет своих героев для овладения мастерством живописца (“Выбор невесты” “Артуров двор” и др.), но и страна ненавистного ему графа Калиостро.8 Поэтому вторжение злого и необъяснимого в жизнь доверчивого человека Гофман часто связывает с Италией (“Приключения в новогоднюю ночь”, “Магнетизер”, “Пустой дом” и др.). Противопоставление Италии и родной страны выступает как важный сюжетообразующий элемент и в произведениях русских романтиков (В. Ф. Одосиский, “Последний квартет Бетховена”, М. Н. Загоскин, “Концерт бесои”, Н. Полевой, “Блаженство безумия”, Н. В. Кукольник, “Психея”).

Внешний мир роковым образом тяготеет над миром внутренним. Принять как закономерную власть реальной жизни над мечтами помогает, гофмановская ирония. Поэтому финалы многих произведений Гофмана звучат приземленно: герои получают необходимое им для счастья в мещанском мире (“Крошка Цахес”, “Королевская невеста”, “Песочный человек” и др.).

Некоторым героям Гофман дарит волшебные царства и способность понимать скрытую сущность окружающего (“Золотой горшок”, “Щелкунчик и Мышиный король” и др.). Во время карнавала или новогоднего праздника раскрепощается душа и исчезают преграды (“Принцесса Брам-билла”, “Щелкунчик и Мышиный король”).

За четырнадцать лет Гофман создал несколько циклов новелл (“Фантазии в манере Калло”, “Ночные повести”, “Серапионовы братья”), романы “Эликсиры сатаны”, “Житейские воззрения кота Мурра”. Большинство гофмановских произведений было переведено на русский язык в тридцатые годы прошлого века. В России XIX века Гофман был более популярен, чем в родной стране.

Необычность раскрытия основного конфликта романтических произведений (столкновение героя и среды), гротескно-фантастические образы окружающего мира и реальное описание немецких городов; циклическая организация произведений; тема двойничества; тема “маленького человека” – нашли своеобразное художественное воплощение в русской литературе, особенно в творчестве Гоголя и Достоевского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Гофман