Биография Герман Мелвилл
Малые повести Мелвилла (или “большие рассказы” – long short stories, как именуют иногда этот жанр в США и в Англии) “Бенито Серено”, “Писец Бартлби”, “Энкантадас” и “Билли Бадд” занимают видное место в наследии писателя и принадлежат к ярким и своеобразным страницам его зрелой прозы.
Первые три были написаны Мелвиллом в начале 50-х годов и вошли в сборник “Рассказы на веранде” (1856). После того более семидесяти лет они пребывали в совершенном забвении. Последняя из повестей, “Билли Бадд”, была создана Мелвиллом
Эти характерные временные “разрывы” в литературной судьбе произведений ныне самого знаменитого из американских романтиков связаны с трагическим неблагополучием его писательского пути у него на родине, в США.
Герман Мелвилл родился в 1819 году в семье образованного нью-йоркского негоцианта; он не вышел еще из отрочества, когда отец разорился и умер, оставив большую семью без средств.
Будущий писатель рано узнал горечь необеспеченной
В 1841 году он снова уходит в плавание матросом на китобойце и скитается по морям до 1844 года, испытав за это время множество приключений, прослужив на нескольких кораблях, в том числе на фрегате военно-морских сил США, побывав на Маркизских островах, на Таити и на Гавайях.
Возвратившись на родину, двадцатипятилетний моряк обращается к литературе. В 1846 году он публикует повесть “Тайпи” о своей жизни среди диких полинезийских племен. Начинается поразительное по интенсивности литературное “десятилетие” Мелвилла, в течение которого он написал все свои главные книги.
В первые несколько лет он пишет четыре повести: “Ому” (1847), в которой развивает мотивы “Тайпи”; “Редберн” (1849), где использует впечатления своего путешествия юнгой в Англию; “Марди” (1849), начинающуюся тоже как странствие по морям, но далее перерастающую в социально-утопическую сатиру; и заклеймивший палочную дисциплину в американском военном флоте “Белый Бушлат” (1850), которым и завершается цикл автобиографических морских повестей Мелвилла.
В 1851 году Мелвилл создал свою главную книгу (и одно из самых выдающихся произведений мировой романтической литературы) “Моби Дик, или Белый кит”, многоплановое эпическое повествование о великой погоне капитана Ахава за Белым китом. Это мифическое чудовище олицетворяет у Мелвилла косные, злые силы, препятствующие людям в достижении истины и справедливости. “Моби Дик” как бы вершина, наивысшая точка в “буре и натиске” молодого романтика.
За последующие пять лет были написаны еще четыре книги: “Пьер, или Недоговоренности” (1852) – повесть о смятенном душевном мире современного человека и “Израиль Поттер” (1853) – историческая повесть времен американской войны за независимость; позже, в 1856 году, вышли уже названный сборник “Рассказы на веранде” и повесть в диалогах под названием “Шарлатан”, где Мелвилл нарисовал удручающую картину бесчестности и морального лицедейства как признаков современной американской жизни.
Завершив свое “десятилетие”, тридцативосьмилетний Мелвилл вступает во вторую половину жизни, которую можно назвать лишь уходом в небытие. Этот уход из американской литературы писателя со столь могучей творческой индивидуальностью принадлежит к печальным загадкам духовной истории США.
Наиболее очевидной причиной, по которой Мелвилл прервал свою литературную деятельность, был неуспех. После “Тайпи” и “Ому” отзывы о его книгах в печати становились все холоднее, а позднее стали враждебными. Его шедевр “Моби Дик” был отвергнут критикой и не понят читателями.
Литературный доход становился неверным, вскоре вовсе сошел на нет, и обремененный семейством Мелвилл должен был думать о том, как заработать на жизнь.
Некоторые из биографов Мелвилла допускают возможность, что огромный труд десяти писательских лет подорвал его силы. На гребне “десятилетия”, в 1851 году, он сам в письме к своему близкому другу (выдающемуся американскому романтику Натаниелю Готорну) характеризовал свое творческое горение как особенное и быстротечное, умаляя в сравнении с ним все, что ранее испытывал в жизни, и предвидя грядущий спад. “Можно считать, что до двадцати пяти лет я не развивался вообще, – писал Мелвилл. – Я начинаю отсчет с этой точки. После того и поныне не было месяца, чтобы в моей душе не расцвел цветок нового.
Но я чувствую, что сейчас распускаются последние лепестки и скоро, поникнув, падут на землю”.
Как следует думать, Мелвилла постиг некий тяжкий и сложный по своему “составу” душевный кризис, в котором слились и внешние и внутренние причины, побудившие его оставить литературную деятельность. Главное, видимо, было в том, что Мелвилл утратил веру в идеализируемую им ранее американскую жизнь, с которой соединял свою надежду романтика на моральное обновление людей. Он утратил также контакт с большинством своих соотечественников, полагавших, что погоня за материальным успехом есть достаточная и достойная человека цель жизни.
К этому времени относятся такие резкие отзывы Мелвилла о своей родине, как характеристика США в “Израиле Поттере”: “Неустрашимая, беспринципная, отчаянная, хищная, безгранично честолюбивая, прячущая дикарскую сущность под маской цивилизации Америка”.
Житейские. факты, рисующие позднего Мелвилла, немногочисленны. Он стал таможенным инспектором в нью-йоркском порту, прослужил двадцать лет на этой скромной и низкооплачиваемой должности, уже пожилым человеком вышел в отставку. Он выпустил три стихотворных сборника, не привлекших внимания публики (и не принадлежащих к главному в его творчестве), и в последние годы написал и оставил в столе небольшую повесть о Билли Бадде. Мелвилл умер в 1891 году совершенно забытым.
В 20-х годах нашего века прогрессивная американская критика заставила вспомнить о Мелвилле, и он был признан великим американским писателем.
Источники:
- Мелвилл Г. Повести. Пер. с англ. Сост. и вступит, статья А. Старцева.
М., “Худож. лит.”, 1977. 287 с.
Аннотация: В книгу американского классика XIX века Германа Мелвилла входят четыре повести: “Писец Бартлби”, “Энкантадас, или Заколдованные острова”, “Бенито Серено”, “Билли Бадд, фор-марсовый матрос”. Во всех этих произведениях Мелвилл в характерной для него романтизированной форме затрагивает важнейшие социальные и моральные вопросы современной ему американской жизни.