Биография Генрих фон Клейст по Крист Вольф (Литература XX века)



НЕТ МЕСТА. НИГДЕ (1979) ТЕНЬ МЕЧТЫ (1978) “А ГРЯДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ УЖЕ СЕГОДНЯ” (1979)

Жизнь и творчество Генриха фон Клейста стали предметом серьезных раздумий и дискуссий в немецкоязычных литературах XX века. И. Р. Бехер еще в 1911 году написал “Гимн Клейсту”, в котором трагическая неудовлетворенность писателя, приведшая его к самоубийству, изображается как необоримое стремление человека к совершенству, к преображению своих внутренних духовных возможностей в активную общественную позицию.

О Клейсте писали Р. М. Рильке, Т. Манн, А. Цвейг,

Б. Узе, Ф. К. Вайскопф и многие другие прогрессивные писатели; полемика А. Зегерс с Д. Лукачем по проблемам реализма была особенно острой по вопросу о творческом методе Клейста, о продуктивности его реалистических сторон для развития литературы социалистического реализма.

В литературе ГДР интерес к Клейсту особенно усилился с середины 1970-х годов в связи с подготовкой к 200-летию со дня рождения писателя. Была подготовлена интересная антология “Генрих фон Клейст в оценке немецкоязычных писателей” (1977), издано новое четырехтомное собрание его сочинений (1978), фундаментальное исследование Рудольфа Лоха

“Генрих фон Клейст. Жизнь и творчество” (1978); в журналах и сборниках опубликовано немало статей о Клейсте, в театрах созданы новые инсценировки его пьес.

Криста Вольф (род. в 1929 г.)- одна из крупнейших современных писательниц, лауреат Национальной премии ГДР, автор известных романов “Расколотое небо” (1963), “Размышления о Кристе Т.” (1969), “Узоры одного детства” (1976), повестей, новелл, многочисленных эссе. К немецкому романтизму она активно обратилась с начала 1970-х годов в сборнике новелл “Унтер-ден-Линден” (1974), по-своему продолжающем сборник новелл А. Зегерс “Странные встречи” (1972). Здесь К. Вольф прежде всего привлек Гофман, художественный метод которого она переосмысляет в “Новых житейских воззрениях одного кота” (1970).

В эссе о Каролине фон Гюндероде и Беттине фон Арним и в повести о Клейсте К. Вольф размышляет о нескольких важных для нее проблемах (см. предисловие с. 12–“14). Интерес к личности Гюндероде, ее окружению пробудился под воздействием А. Зегерс, о чем пишет сама К. Вольф: “Я поехала как-то в Винкель на Рейне, долго отыскивала и нашла наконец на кладбище могилу Гюндероде: ее имя постоянно встречалось мне в эссе и письмах Анны Зегерс. Анна упоминает ее среди других имен немецких писателей того же поколения, которые “окровавили свои головы о стену общественной действительности” и не смогли достичь классического совершенства в своем творчестве”.

Тщательно подготовленный К. Вольф однотомник избранных произведений Гюндероде1 и роман в письмах Беттины фон Арним “Гюндероде”, несомненно, пробудили в ГДР серьезный интерес к творчеству этой талантливой и незаслуженно забытой романтической писательницы.

Насколько документированы оба эссе, настолько пронизана творческим вымыслом и художественным воображением повесть о Клейсте, хотя и в ее основе – внимательное изучение творчества и переписки Клейста, Гете, Савиньи, семейства Брентано и т. д. К. Вольф сама указывает, что в основе ее художественной гипотезы лежит предположение Эдуарда фон Бюлова, одного из биографов Клейста, издавшего в 1848 году “Жизнь и письма Генриха фон Клейста”: “По дороге домой Клейст заболел в Майнце очень тяжелой болезнью, от которой надворный советник

Ведекинд излечил его лишь через шесть месяцев, и на это время он исчез из поля зрения всех своих друзей.

В это время, вероятно, он познакомился с Гюндероде и влюбился в дочь священника в местечке под Висбаденом…”

Современные исследования не подтверждают гипотезу Эдуарда фон Бюлова, но тут уж вступают в свои права законы художественного творчества, и достоверность вымысла К. Вольф, может быть, заставит по-новому увидеть и какие-то литературоведческие проблемы. Приводим некоторые даты жизни и творчества Клейста, помогающие воссоздать реальный исторический контекст повести. 1777- 18 октября во Франкфурте-на-Одере в семье потомственного прусского офицера родился Генрих фон Клейст.

В семье было семеро детей. 1788- смерть отца.

1788-1792- обучение в Берлине в пансионате.

1792- летом записан ефрейтором в гвардейский полк в Потсдаме.

1793- – весной принимает участие в так называемом Рейнском походе против французской революционной армии.

1792-1799- служба в прусской армии; приступает к активному самообразованию.

1799- поступает на философский факультет университета во Франкфурте-на-Одере.

1800- обручается с Вильгельм и ной фон Ценге. Предпринимает путешествие по Германии. 1801- поездка в Париж.

Увлечение идеями Руссо. Вынашивает идею поселиться в Швейцарии. 1802- в Берне, знакомство с Генрихом Цшокке. В ноябре поселяется в Веймаре, близко знакомится с семейством Виланда.

Работает над трагедией “Смерть Гискара”. Трагедия “Семейство Шроффенштейн”.

1803- поездка по южной Франции (через Лион в Париж). Пытается поступить на службу во французскую армию. При возвращении в Германию заболевает и задерживается на время болезни в Майнце под присмотром доктора Георга Ведекинд а.

1804- в июне возвращается в Пруссию.

1805- 1 мая едет в Кенигсберг для годичной подготовки к государственной службе. Новелла “Землетрясение в Чили”.

1806- 14 октября Пруссия терпит поражение в битве при Иене и Ауэр-штедте. Клейст заканчивает драму “Амфитрион”.

1807- арест по подозрению в шпионаже.

1807- 1808- в Дрездене, заканчивает комедию “Разбитый кувшин”. Начинает выпускать “Феб, журнал для искусства”. Публикует отрывок из повести “Михаэль Кольхаас”, новеллу “Маркиза О.”; заканчивает трагедию “Пентесилея”.

1808- 1809-драма “Битва Арминия”. Поездка в Австрию. Начало патриотического подъема в Германии.

1810- 1811- Клейст в Берлине. Драма “Принц Фридрих Гомбургский”. Начинает выпускать “Берлинскую вечернюю газету”, где публикует свои статьи, рассказы и анекдоты.

1811- 21 ноября у озера Ванзее Клейст по обоюдной договоренности застрелил свою смертельно больную возлюбленную Генриетту Фогель и затем застрелился сам.

Источники:

    Встреча. Повести и эссе: Сборник./ Пер. с нем.; Составл. М. Рудницкого; Предисл. и коммент. А. Гугнина.- М.: Радуга, 1983.-624 с.

    Аннотация: Современные прозаики ГДР – Анна Зегерс, Франц Фюман, Криста Вольф, Герхард Вольф, Гюнтер де Бройн, Петер Хакс, Эрик Нойч – в последние годы часто обращаются к эпохе “Бури и натиска” и романтизма. Сборник состоит из произведений этих авторов, рассказывающих о Гете, Гофмане, Клейсте, Фуке и других писателях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Генрих фон Клейст по Крист Вольф (Литература XX века)