Библия и Г. Сковорода

Своей жизнью, своими поучениями, своими странствиями по Украине художник будто сызнова открывал людям простые истины, которые народ украинский формировал на протяжении тысячелетнего бытия и какие вписаны органически в “самый совершенный и самый мудрый орган – в Библию. Для Григория Савича Библия была своеобразной аптекой, предназначенной “для лечения душевного состояния, не излечимого никаким земным лекарством”, так как “человек есть всей Библии и конец, и центр, и гавань”.

Он не покушался духовно переформировать все

общество: необходимо исцелять конкретного человека, открыть ему смысл бытия, пути достижения человеческого счастья, а уже тогда свободный человек, который познал самого себя, сможет изменить окружающий мир и найти пути и средства оздоровления общества.

“Если хочешь измерить небо, землю и моря,- должен сначала измерить себя”,- писал Г. Сковорода в философском трактате.

В. Шинкарук так объясняет отношение философа к Библии:

“Сковорода дал интерпретацию Библии, и эта его “Библия” так относится к церковной Библии, как “Энеида” Котляревского к “Энеиде” Вергилия. Истинный смысл,

согласно Сковороде, заключается в скрытой по символической форме идее равенства всех людей, любви и общности всего… Как и много других художников слова, Г. Сковорода старался своей теоретизацией Библии возродить бунтарский дух раннего христианства.

И учил он не Библии, а идеям равенства, братства, свободы, идеям непринятия позорной социальной действительности.

Философ признавал лишь аллегорический смысл Библии, с помощью которой он стремился нарисовать утопическую картину идеального, с точки зрения нравственности, мира, в котором утверждается истинно человеческий образ жизни.

“Начальная дверь…” – так Г. Сковорода называет курс лекций с “христианского добронравия”, т. е. стиль.

Композиция. Произведение содержит “Предверие” т. е. предисловие, беседы из десяти глав, пятая из которых – “Десятисловие”, так называемые “Десять божьих заповедей”, которые были записаны Моисеем на десяти каменных досках (согласно библейским легендам).

В философском трактате использована риторическая фигура истечения. Это такое построение текста, когда содержание одного предложения обуславливает содержание второго, содержание второго – третьего и т. д.

Какие предположения высказал Г. Сковорода относительно того, от чего могло бы зависеть счастье людей? (“Что было бы тогда, если бы счастье, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависемо от места, от времени, от плоти и крови? Тога бы и щастия наше и мы с им били бедные. Кто бы мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном времени?

Кое же то и щастие, утвердженное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на мертвом человеке?”).

Почему счастье, по мнению Григория Савича, необходимость? (“Не ищи щастия за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам… Золотом можешь купить деревню, вещь трудную, яко обходимую, а щастия, яко необходимая необходимость, тун везде и всегда даруется”. ” Тем-то оно и трудное. Никогда бы не развелось вот тебе, если бы было необходимое”. “Щастие ни от неб, ни от земли не зависит”).

Что есть легким и нужным для человека? (“Нужное есть только одно: “Единственно есть на потребность”. “Одно только для тебя нужное, одно же только и благое и легкое, а протчее все труд и болезнь”).

Как понять трактование Г. Сковороды, что Бог “есть оное единственно”?

За что люди должны быть признательные Богу? (“…Что все нас оставляет и все для нас трудное, кроме того, что потребное, любезное и единое”).

Почему счастье, по мнению философа, находится в сердце и душе человека?

Из каких двух “натур” состоит мир? Чем это объяснить? (“…одна – видимая, другая – невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая – бог.

Сия невидимая натура, или бог, всю тварь проницает и содержит. …Тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден”).

Как называли Бога в давность? Прокомментируйте эти “имена”. (“…У древних бог назывался ум всемирный. Ему же в них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч….”).

Кто есть Бог для христиан? (“А у христиан знатнейшия ему имена следующия: дух, господь, царь, отец, ум, истина”).

Из-за чего в давность Бога сравнивали с математиком? (“…Потому что непристанно в пропорциях или размерах упражняется, вылепливая по разным фигурам, например: травы, деревья, зверей и все прочее, а еврейские мудрецы уподобили его горшечнику”).

Как Г. Сковорода характеризует особенности каждого человека? Почему каждый – неповторимый? (“И как в теле человеческом один ум, однако, разно по рассуждению разных частей действует, так и в помянутых сожительствах, сею премудростию связанных, бог чрез различные члены в пользу общую производит действа”).

Чем “Десятисловия” Г. Сковороды напоминают заповеди Бога?

Из-за чего счастье человека может быть “подобно воровской монете”?

Прокомментируйте фразу: “Все то идол, что видимое”.

От чего предостерегает писатель читателя в III части ” Десятисловия”? (“…Не упади в ров безумия, будто в свете ничего нет, кроме видимостей, и будто имя (бог) пустое есть. В той бездне живут клятвы ложные, лицемерия, обманы, лукавства и все тайные и явные мерзостей страшилища”).

Почему каждому необходимо помнить о дне субботнем? (“Сия ты повсюду и внутрь тебя кроющееся величество божия с верой и страхом в день этот прославлять не забывай, а покланяйся не пустыми только церемониалами, но самим делом, сердечно ему подражая”).

Чем вы должны быть обязанными своим родителям? Как об этом отмечал Г. Сковорода? (“Прежде всех отца и мать почитай и служи им. Они сугубо видимые портреты того невидимого существа, которое тебя столько одолжает”).

Докажите, что любовь – “вся десятословия сила… в одном сем имени”.

Для чего человеку нужны вера, надежда, любовь? (Вера – ” закрытое всем советом блаженство, будто издали в зрительную просматривает трубку, в которой и представляется”. Надежда – “слепо и насильно удерживает сердце человеческое при единородно сей истине, не попущая волноватись подлыми посторонних мнений ветрами”. Любовь – “Сие добродетели сердца человеческого, будто надежный ветер корабль, приводит, наконец, в гавань любви и ей поручает”).

Что является законом Божьим?

А) “Райское древо”; б) “плод жизни”, в) “божие в человеке сердце”; г) “дверь храма божия”.

Как в произведении Г. Сковорода характеризует зависть? (“Главнешая всех есть зависть, мать протчих страстей и беззаконной. Она есть главным центром оныя пропасть, где душа мучится. Ничто ее не красит и не пользует.

Не мил ей свет, не дорога благочинность, а вред столь сладок, что сама себя десятью снедает”).

Что для человека есть “чистосердечие”? В чем заключаются его плоды? (“Оно подобно прекрасному саду, тихих ветров, сладкодышущих цветов и утехи исполненному, в которой обцветает древо нетленныя жизни. А вот плоды его: доброжелательство, незлобие, склонность, кротость, нелицемерие, благонадежность, безопасность, удовольствие, кураж и обтчия неотъемлемыя забавы”).

Чему учит это произведение Г. Сковороды? К чему стремится философ?

Достоверно ли изменить человеком свой отрицательный образ жизни, неудовлетворительное поведение, неприятные черты характера под влиянием законов Бога, его поучений? Ответ мотивируйте.

Определите свои положительные и отрицательные черты характера, особенности поведения. Сделайте самовывод, который оформите письменно с помощью приема “Домино” (положительное “я”” отрицательное).

“Свободный микрофон”. Сжато мотивируйте, может ли человек познать и воспитаться себя с помощью “Начальных дверей…”.

Духовность человеческой личности становится основным объектом внимания Г. Сковороды; он считал, что человеческое счастье зависит от познания духовного мира человека и изготовление морально-этических основ – добра, правды, чести, справедливости и других добродетелей, которые являются основоположными для жизни и деятельности “истинного человека”. Счастливым человек может стать только тогда, когда познает сам себя, “своего бога”, т. е. свою “невидимую натуру”, и изберет тот или иной вид работы, соответствующий своей природе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Библия и Г. Сковорода