Библиотечный урок по повести В. П. Катаева “Сын полка”

Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема ” Дети на войне”, разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования.
Вопрос в другом: к каким произведениям следует обращаться для ее раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями – можно вспомнить, что именно за нее, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов, просто так не давали. С другой стороны, Катаев не умел писать плохо, история военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К тому же, к сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жестким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратном прошлом.

Катаева порой упрекали за “сказочные” разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой.
Во всяком случае нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью “Сын полка” для серьезного, важного разговора с одиннадцати-двенадцатилетними детьми. Есть главное: в книге передана реальность Великой Отечественной войны, войны как таковой.

Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полках.
Н. Старшинов

Цели: Развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В. П. Катаева (1897-1986), в частности с повестью “Сын полка” (1945).

Оборудование. Портрет В. П. Катаева; выставка книг о Великой Отечественной войне; рисунки учащихся на темы войны.

Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших.

– Когда бывает этот день?

Накануне годовщины Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных ее страницах. Сегодня речь пойдет о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.

Пусть во время нашего разговора горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни. Вспомним о них… (Учитель зажигает свечу.)

Сегодня наш разговор о книге Валентина Катаева “Сын полка”.

– Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. (Ответы детей.)

Наш библиотекарь расскажет о писателе, об истории создания книги “Сын полка”.

Библиотекарь. Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Черном море, в знаменитом городе Одессе.

О мальчишках той поры он написал повесть ” Белеет парус одинокий” – вы ее обязательно прочитаете.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию – псевдоним – он взял, чтобы его не путали с братом.

Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильей Ильфом он написал знаменитые романы – “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”. Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, ее противоестественность… Но самая известная из них – повесть “Сын полка”, напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале “Октябрь” и одновременно публиковавшаяся в детском журнале “Дружные ребята”. Отрывки из нее печатали другие журналы и газеты.

– Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это – явление”.

Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, все делают с полной отдачей, умело и ловко.

Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Учитель. А теперь – короткая викторина.

1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, веревка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?

2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

– Как автор знакомит нас со своим героем?

– Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

– Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

– Как автор передает внешний облик своего героя, о чем свидетельствует портрет Вани?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий Война и Детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

– Что такое тыл?

Чем он отличается от фронта?

– Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Прочитайте по ролям эпизод из повести “Встреча с мальчиком в военной форме”.

– Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

– Как вы понимаете выражение “сын полка”?

– Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?

– Как Ваня ведет себя в плену?

– Как Ваня попал в суворовское училище?

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь.

Мальчик поступает в суворовское училище – так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища – для детей погибших моряков.

– Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?

– Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?

– Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

– Какого сказочного героя напоминает Ваня?

– Можно ли назвать повесть “Сын полка” сказкой?

Библиотекарь. Повесть “Сын полка” на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев.

Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: “Не было Вани Солнцева!”, дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.

Учитель.

– Как вы думаете, почему так ответил писатель?

– Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

– Какие стихи о детях и войне вы знаете?

(Школьники читают стихотворения К. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете”, А. Твардовского “Рассказ танкиста”.)

Библиотекарь. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто “вооруженными конфликтами”, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Урок можно завершить обзором имеющихся в библиотеке книг по теме “Дети на войне”.

Историко-культурная справка. Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (1840).

Позднее рассказ “Дочь полка” написал Редьярд Киплинг.

<

p>О реальных прототипах катаевского “Сына полка” есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” – “это явление”. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева недавно рассказала журналистка Полина Иванушкина в газете “Аргументы и факты” (2006. № 8 от 22 февраля).



Библиотечный урок по повести В. П. Катаева “Сын полка”