Библейские сюжеты и мотивы литературе

Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины.

Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы. Она переводилась многими языками, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой

популярностью пользовался царь Соломон.

Его мудрость воспета во многих произведениях, а мифическое богатство стало темой произведений многих художников, в том числе и писателя Хагардта, произведения которого в наше время стали особенно популярными. В оригинальных произведениях русских авторов на переднем плане выступает мудрость Библии. Уже первейшие произведения свидетельствуют об осведомленности русичей о Святом Письме.

Летописец Нестор, который написал “Повесть временных лет”, рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы,

легенды, исторические пересказы, поучения, речи, которые стали не только иллюстрациями к летописи, а и добавили его произведению большей значимости, говорили, что человеческая история священна.

Новых высот достигает христианская мораль в “Поучении” Владимира Мономаха. Этим “Поучением” киевский князь стремился указать путь в жизни не только своим детям, а и всем христианам. Бог изменяет мир, действует через выдающихся людей. Особый вес в историческом прогрессе имеет литература, которая способна повлиять на ум и достучаться к сердцу и душе человека.

Афонский монах, известный писатель Иван Вишенский из далекой чужбины слал пылкие послания, в которых призвал украинцев иметь крепкую веру и незыблемую надежду в живого Бога. В своих произведениях Иван Вишенский ссылался на Библию, использовал в собственных строках выписки из Святого Письма, обращался к библейским персонажам, раскрывал значение библейских историй.

Иван Вишенский создавал во времена исторических сдвигов, на изломе двух веков, когда в Украине разворачивалась религиозная полемика, в которой Библия была главным критерием истины. В XVI столетии создавали рукописные сборники поучений, в которых живым народным языком передавались евангельские сказы. В Киево-Печерской лавре готовятся сборники разных украинских авторов, в которых писатели в монашеских рясах создавали свои трактаты, рассевая зерна христианской морали. Уже в его первых произведениях пестреют религиозные переживания.

Поэт передает народные представления о Боге, о праведной или грешной душе, а посредником между людьми и Творцом считает народного певца – кобзаря: “Старик спрятался в степи на могиле, чтобы никто не видел, Чтобы ветер по полю слова размахал, Чтобы люди не слышали, так как это Божье Слово, То сердце исподволь с Богом разговаривает, То сердце щебечет Господнюю славу…” (“Балагур”).

Поэмы “Тризна”, “Большой погреб”, “Кавказ”, послание “И мертвым, и живым…” начинаются эпиграфами со Святого Писания, а во вступлении к поэме “Еретик” Кобзарь упоминает библейского пророка Езекиила, который проповедовал среди иудеев в V ст. до н. э. и беспощадно высмеивал старание своих земляков откупиться от гнева Божьего ритуальными жертвоприношениями. “Псалмы Давыдовы” Шевченко – это будто небольшой Псалтырь, который является не только высокохудожественным переводом давних религиозных молитв. Это, в первую очередь, заповеди поэта родному народу, гимн Богу: “Псалом новый Господу и новую славу воспоем честным собором, Сердцем нелукавым”. В “Легенде о Пилате” опирается на библейскую историю о Каине и Авеле; в поэме “Смерть Каина” неожиданно и трагически звучит мотив утраченного рая; поэма “Моисей” стала отдельной версией известной библейской истории.

XX столетие – это время воинствующего материализма. Насаждалась новая вера в вечную материю, в коммунистический “рай” на земле. В 1918 году Григорий Чупринка писал: “Завтра станет храм базаром и площадью сад; Овладеет Божьим жаром Коммерческий порядок”.

Казалось, что во время глобального атеизма Вечная Книга будет навсегда вычеркнута из сознания народа, но она продолжала вдохновлять на творчество. Олег Ольжич, Богдан-Игорь Антонич, Юрий Клен, Николай Зеров и много других талантливых художников снова и снова обращались к Библии, доказывали, что материальный мир является зависимым от мира духовного, а Слово происходит от Творца.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

Библейские сюжеты и мотивы литературе