Бианки В. В. биография



БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1894- 1959)
Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков, д. Н. Мамин – Сибиряк,

американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно – познавательной книги для детей М. Ильин, К. Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями – признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.
“Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других – в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде”, – записывал он в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое – Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой.

Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом.

Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, – птиц наблюдая,
Птицам невидимый, –
писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии”. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне.

Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное.

В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае – работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе.

В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду.
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С. Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка “Путешествие красноголового воробья” обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами “Лесные домишки”,
“Чей нос лучше?”, “Мышонок Пик”, “Теремок” и другие произведения,
принесшие писателю известность.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой “Лесная газета”, десять изданий которой (первое – в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник “Лесные были и небылицы”, на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий
успех принесла Бианки радиопередача “Вести из леса”, продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя “Опознаватель птиц на воле” осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н. И. Сладков говорит о нем как о “первооткрывателе”, а сам автор называет себя “переводчиком с бессловесного”. Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней (“По следам”, “Как дяденька Волов искал волков”, “Ласковое озеро Сарыкуль”, “Озеро-призрак” и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка “Роковой зверь”, приключенческая повесть “Мышонок Пик”, “биографическое” описание животного “На Великом морском пути” и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком.
Рассказ “По следам” написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. “Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив… человеческую жизнь в зависимость от знания следов”, – писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.
Его “сказки-несказки”, развивающие традиции народных сказок (“Теремок”, “Лис и мышонок”, “Лесные домишки”, “Красная горна”, “Люля”, “Сова” и другие), короткие рассказы (“Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поет?”, Чей нос лучше?” и другие), повести (“Одинец”, “Аскыр”, и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов “Мой хитрый сынишка”, “Рассказы о тишине” помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
В своем дневнике писатель как-то записал: “Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)”. В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ “Несмышимка”. Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – “неслышимке”: “Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки”.

Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен “немой оркестр луга”. Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика.

Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда “включать свой слух на неизвестное”.
Произведения Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Бианки В. В. биография