Без прошлого нет будущего

Если принять это за истину, то жизнь крестьян, так ярко изображенная И. Нечуй-Левицким в повести “Кайдашева семья”, представляет большой интерес. А если еще учесть, что во многих из нас корни рода тянутся именно из села. Жизнь сельских трудящихся подчинялась хлеборобному циклу – сеянию, жатве, молотьбе.

И именно за такой ежедневной работой мы видим Кайдашей. Не сидели они без дела и тогда, когда справлялись со своим урожаем – шли работать на господское поле за колосьями. Кроме того, старый Кайдаш делал повозки и другой сельскохозяйственный

инвентарь.

За это его уважали, как и каждого хорошего мастера. Видим в повести и новые реалии пореформенной эпохи – чтобы заплатить непомерные налоги, сыновья Кайдаша нанимались возить на конях господский сахар и муку к железной дороге. К общественной жизни крестьяне в основном безразличны, ведь их психология формировалась еще при крепостничестве, когда обо всем думал господин управляющий. Вспомним хотя бы историю с раскапывании холма.

Сельская община доверчивая и неопытная в общественных делах, потому хитрый еврей Берко легко ее подкупил и обманул с кабаком, получив себе большую выгоду,

а людям причинив вред.

Праздники и воскресенье крестьяне уважали, не работали, разве что выполняли нетрудную работу по хозяйству. Описание женской трудовой жизни у И. Нечуя-Левицкого более подробное. Женщинам надо было заботиться об одежде.

Поэтому им приходилось выбирать коноплю, мочить ее, бить, тереть на трепалки, сучить нитки в початках, мотать на мотовило, производить полотно, потом отбеливать его, шить рубашки и вышивать их. Вот каким трудным и долгим был этот процесс! Именно за такой работой мы часто видим Марусю Кайдашиху и ее невесток.

Да еще каждой женщине хотелось, чтобы полотно было тоньше, белее, и чтобы рубашки были красиво вышитыми. По этому судили на селе хорошая ли хозяйка. А как не заметить столь характерной детали: и Омелько и Маруся, и другие члены их семьи всегда ходили в чистых белых рубашках, даже на работе, в будни, не говоря уже о праздниках.

Это свидетельствует о любви к чистоте и опрятности украинских женщин. Как видно из повести, крестьянки много внимания уделяли чистоте жилища – еженедельно подмазывали печь, разрисовывали ее, убирала и снаружи дом – белили стены, завалинку, обсаживали садом. Ежедневно подметали, убирали в доме и во дворе.

Потом пекли хлеб, варили обед. Блюд в будни было немного – борщ и каша, галушки, но они должны быть вкусными и питательными.

Кайдашиха и ее невестки жили этими ежедневными заботами, их душа мельчала, поскольку именно для нее работы и не было. Начались ссоры, раздор за распределение домашней работы, за собственность. Основной виновницей этого стала свекровь, которая считала невесток, по принятому тогда мнению, свежей рабочей силой.

И уважалась жена сына именно за работоспособность и хозяйственность, а еще больше за то приданое, которое принесла с собой.

Смолоду Маруся Кайдашиха долго служила у господ и набралась от них высокомерия, чванства и грубости. Это сразу же ощутили на себе сначала Мотря, а впоследствии Мелашка. Барщина наложила свой отпечаток не только на Кайдаша, но и на Кайдашиху, и, наверное, на многих других крестьян, выразившееся в их пьянстве, эгоизме, сварливости и грубости.

Писатель не прибегает повести к детальному описанию интересных в этнографическом отношении и выдающихся в жизни людей событий – свадьба, рождение, крестины, похороны. И это новый шаг в развитии украинской литературы, ведь И. Нечуй-Левицкий стремится исследовать психологию крестьянина-индивидуалиста, осудить его эгоизм, причем специфическими средствами – средствами юмора и сатиры. Хотя мы и можем найти подробное описание праздничной и будничной одежды украинской девушки и женщины, парня и мужа.

По повести “Кайдашева семья” можно изучать общественное право украинского народа. Время, когда дети должны жениться, определяли родители. Они же в основном и советовали, кого избрать в мужья, давали свое согласие, ходили на смотрины.

Обычно старшие сыновья отделялись, а младший оставался с родителями и досматривал их.

В семье важное место отводилось воспитанию уважения к старшим, к матери (“Ты же, Мотря, должна таки уважать мать, потому что мать старшая в доме, – начал поучать старый отец, – надо же кому-то хозяйничать в доме и лад давать”), уважения к достоинству человека, чести, к святому хлебу (“Зачем ты бросаешь ложкой нам всем в глаза? Чести не знаешь, что ли?” – сказал старый Кайдаш “Если хочешь сердиться, то сердись, а не бросай на святой хлеб ложкой”, – отозвался впервые сердито на жену Карп). Если парень ходил к девушке на чужую улицу, то должен был откупиться от тамошних ребят магарычом, как это сделал Лаврин.

Большое значение придавали крестьяне верованиям и предрассудкам. Кайдаш постился по пятницам, чтобы не утонуть, Палажка ежегодно ела пояса в Киевской Лавре, чтобы попасть в рай, Мотря сеяла пшеницу для того, “чтобы выяснить, “чистое” ли место под их новый дом. В случае болезни в деревне обращались к бабке-“знахарке”.

В Семигорах это была Палажка, и к ней послали Матрену, чтобы успокоить старого Кайдаша.

Мне кажется, что ни один учебник истории не даст такого яркого, глубокого знания народной жизни, быта, обычаев и традиций украинского народа, получить ощущение эпохи, как это делает талантливое художественное произведение, в частности повесть “Кайдашева семья” И. Нечуя-Левицкого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Без прошлого нет будущего