Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима

Учитель. Понравился вам рассказ? А автор?

Как вы думаете, какой он человек?

Дети. – Он хороший, добрый человек.

Он искренний, откровенный.

У него много друзей.

Он их очень любит.

– И считает от этого себя счастливым человеком.

Учитель. А теперь прочитайте, о ком еще, кроме дру

Зей, вспоминает автор?

(Ребята находят в тексте отрывок, в котором автор вспоминает о своих родителях, о земляках, живущих в городе Галиче Костромской области.)

Учитель. С каким чувством писатель вспоминает о близких ему людях?

Дети.

– С нежностью…

С добротой и сердечностью…

С преданностью…

И любовью…

(Все эти слова ученики подбирают из “Словаря настроений”.)

Учитель. А подтверждает ли стихотворение “Друг” то, что автор рассказал о себе сам? Чем вы можете это доказать?

Дети. – Да, подтверждает: автор сам хороший человек и настоящий друг и пишет в стихотворении о хорошем человеке, о верном и преданном друге.

А еще автор очень хорошо понимает переживания героя, как человек, сам испытавший подобные чувства по отношению к своим друзьям.

И если бы автору самому не были близки эти чувства,

то он бы и не смог о них рассказать в своем стихотворении.

Учитель. А как вы считаете, чего больше в стихотворении Акима: описаний событий, действий героя или его чувств?

Дети. – Больше чувств.

Все стихотворение – это рассказ о чувствах, о состоянии души человека.

О его переживаниях.

Учитель. А теперь поговорим об Акиме как о поэте. Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где автор рассказывает о том, как он начал писать стихи.

(Дети прочитывают первый и второй абзацы текста.)

Учитель. А как вы понимаете слова: “вокруг меня… заплясала, закружилась песенка”?

Дети. – Автор сочинил ее, обрадовался этому и стал неоднократно повторять слова песни.

– Аким как бы сравнивает слова этой песенки с кружа

Щимися снежинками. Он говорит: “вместе со снежинками

Заплясала, закружилась…”.

Учитель. А отчего у Акима родились эти строчки?

Ученица. Наверное, от хорошего настроения: было начало зимы, падал медленный и пушистый снежок. Автор ему обрадовался, и в его голове родились эти строчки.

Учитель. А как лучше сказать, стихи рождаются в голове или в душе?

Дети. В душе.

2. Наблюдение над особенностями поэзии

Учитель. А сейчас я посмотрю, как вы поняли то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас мы проведем интересную работу.

Я вам раздам карточки с несколькими текстами. А вы выберете среди них те, в которых изображено чувство и переживания поэта.

(Учитель дает каждому ребенку листок с напечатанными на нем стихотворными текстами с изображением природы.

И. С. Никитин

Веял холод в лицо От угрюмых небес, И бог знает о чем Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок.

Г. А. Ладонщиков

Белый снег – снежок Жжется, колется. Выходи, дружок, За околицу.

Побежим с тобой К лесу зимнему, Принесем с тобой Радость зимнюю.

Т. Г. Авлова Снег по области пройдет, На дорогах гололед, Будет резкое паденье Атмосферного давленья.

В понедельник – минус пять, Ветер западный опять. Над заливом скорость ветра Девять с половиной метров.

В. Я. Брюсов

Серебро, огни и блестки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черноголые вчера…

Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.

Ребята читают тексты и обмениваются своими мнениями. Дети находят, что только в одном тексте – Т. Г. Авловой – не говорится о чувствах поэта, так как в нем рассказывается о погоде, дается информация о явлениях природы: снеге, гололеде, ветре, морозе, атмосферном давлении, а все остальные тексты – художественные. Поскольку дети знакомы с художественными средствами изображения картин, они без труда найдут в тексте слова, рисующие необыкновенную красоту первого снега, который сравнивается с серебром, пухом, жемчугом, а также радость, восхищение и другие чувства человека, вызванные приходом зимы.)

Учитель. Вы верно определили, ребята. Такие стихи называются лирикой.

Обычно этот термин в начальной школе не вводится, однако опыт показывает, что после глубокой и основательной работы над чувствами и настроениями поэтических произведений, которая ведется с учащимися по данному учебнику и программе начиная уже с 1го класса, ознаком

Ление второклассников с понятием о лирическом произведении является просто необходимым. Последовательная предшествующая подготовка детей к данному понятию дает основание надеяться, что на последующих уроках оно будет хорошо усвоено детьми.

(Учитель выписывает на доске значение данного слова из толкового словаря С. И. Ожегова:

“Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта”.

Ребятам будет небезынтересно узнать, что это слово древнегреческое, оно произошло от слова “лира”, т. к. в Древней Греции стихотворные тексты исполнялись под звуки лиры (музыкального щипкового инструмента). После этого ребята быстрее запомнят новый термин.)

Учитель (обобщает работу). А теперь давайте еще раз назовем тексты, записанные в карточке, которые вы считаете Лирическими.

Дети. – Это стихотворение Никитина…

Брюсова.

Ладонщикова. Учитель. А текст Авловой?

Дети. Нет, он не лирический – здесь не говорится о чувствах.

Учитель. Верно. Такой текст – это просто зарифмованная информация.

3. Закрепление материала

Учитель. В заключение нашей работы на уроке давайте попробуем определить, является ли первое стихотворение, сочиненное Акимом, лирическим? Найдите в нем слова, подтверждающие вашу мысль.

(Ребята читают еще раз четверостишие и находят, что это стихотворение лирическое, т. к. в нем есть и чувства поэта (радость, восторг, переданные автором восклицательными предложениями), и ассоциация первого пушистого снега с лапами кота, который якобы принес его.

Учитель. А теперь представим себе, что это четверостишие – просто зарифмованная информация, а не лирическое стихотворение. Как бы вы рассказали о ней своими словами?

Попробуйте это сделать.

Дети. – Прежде всего, в нем не было бы восклицательных предложений.

Я бы рассказала так: “Утром начал падать первый снег. Кот залез в сугроб и оставил на снегу следы”.

А я бы сказал немного подругому: “Кот залез в сугроб, снег прилип к его лапам, и кот принес его в комнату”.

Учитель. Значит, смысл четверостишия изменился бы?

Дети. Да, изменился бы.

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поняли урок.

Дома попробуйте сочинить стихотворение о том, что вас волнует. Вспомните какоелибо событие, которое принесло вам радость или, наоборот, грусть. Расскажите об этом в своем стихотворении.

Если кто не сможет сочинить свое, выучите любой лирический текст.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима