Беседа по народным праздникам Руси в весенний период (для младшего школьного возраста)
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании весенних народных праздников и обрядов. Педагог: Здравствуйте, ребята. Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне.
А весной тоже были свои народные праздники. Вопрос: Кто знает, какие народные праздники праздновались на Руси весной?
Вопрос: Кто знает, что за праздник “Красная горка”? Ответ: “Красная горка”- праздник весны. Вопрос: Знаете ли вы, почему такое название этого праздника “Красная горка”?
Ответ:
Хотите попробовать и вы поучаствовать в таком обряде? Инсценировка: Все встают в хоровод, выбирают хороводницу – педагога. У хороводницы в одной руке хлеб, а в другой – красное яйцо. Хороводница поет песню: Приди к нам, весна, со радостью!
С калиной-малиною, Со великой к нам милостью, С черной смородиною!
Со пшеничкой золотистою, С грушами, с яблоками, Со овсом кучерявым,
А весной начинают зеленеть деревья, все оживает. Хлеб был самым главным продуктом на Руси.
Есть пословицы: “Хлеб – всему голова”; “Есть хлеб – будет и песня”. Педагог: И вот наступает лучшая пора года.
Какая? (лето). Вы любите лето? Почему?
Педагог: Летом народ тоже отмечал праздники.
Можете ли вы назвать, какие праздники летом отмечали на Руси? Педагог: Этот праздник называется так, потому что он празднуется на седьмую неделю после пасхи. Эта неделя в старину была известна как “русальная”.
Считалось, что русалки бегали по ржи, хлопали в ладоши и пели свои русальные песни. Символическим центром праздника была березка.
Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову.
Вокруг березки водили хороводы. – Давайте поиграем в игру “Березка”. Игра “Березка”. Все становятся в круг.
Педагог выполняет роль “березки”. Все поют, повторяя слова за педагогом: Березка белена – 2 раза Маковка зелена – 2 раза Летом мохнатенькая 2 раза Зимой сучковитенькая.- 2 раза Где она стоит, там и шумит – 2 раза “Березка” под песню отбирает у всех платки и поднимает над головой и поет: Березка зелененькая, Весной веселенькая Среди поля стоит Листочками шумит Гремит, гудит, Золотым веничком звенит. “Березка” изображает шум листьев, движение веток, она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: “А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают”. “Березка” обходит хоровод змейкой и кладет на плечи двум рядом стоящим девочкам их платки. Пойдем девочки, Завивать веночки. Завьем веночки, Завьем зеленые!
Педагог: После такой игры девушки на березе заплетают венки. Кроме таких обрядов вокруг березы, молодежь играли в разные игры на полянах. Педагог: Сейчас мы поиграем в игру “Заря-заряница” Игра “Заря-заряница” Один из ребят держит шест, с прикрепленными лентами.
Все играющие держат по ленте. Один из играющих – ведущий (педагог), он стоит вне круга.
Ребята идут по кругу и поют песню, повторяя за педагогом: Заря-заряница, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два, не воронь, а беги, как огонь. При словах “а беги, как огонь” водящий дотрагивается до кого-нибудь из играющих, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг.
Кто первый схватит из них оставленную ленту, тот побеждает, а опоздавший становится водящим. Игра начинается снова.
Педагог: А еще весной был праздник птиц. Он назывался день “Сороки… сорока мучеников”. Знаете ли вы, почему так назывался этот праздник?
Педагог: Русский народ верил, что в этот день из теплых стран пробираются на Русь сорок разных птиц, и к началу праздника пекли обрядовое печенье в виде весенних птиц: жаворонков, куликов, галок, скворцов. Такое печенье называли тетерками.
Все ели тетерки и пели весенние заклички. Педагог: Сейчас мы научимся петь заклички.
Дети получают тексты закличек, и детей делят на две группы. Инсценировка: Грачи-кулички, из моря летите Прилетите к нам, Весну красную несите! Принесите к нам Жаворонки!
Ноги тонки! Весну красную, Лето теплое! Педагог: А знаете такую игру “Золотые ворота”? Давайте поиграем.
Играющие разбиваются на две группы. Одна группа становится в круг, вторая поднимает руки “воротами”. Те, кто в кругу, должны пройти через все ворота.
При этом играющие говорят: Золотые ворота пропускают не всегда, Первый раз прощается, второй раз – запрещается, А на третий раз не пропустим вас! С последними словами все “ворота” закрываются, а те ребята, которые остались в кругу, должны заплатить штраф: спеть, сплесать. Летом еще есть такой народный праздник Иванов день или “ночь под Ивана Купала” – Кто знает, что это за праздник? Ответ: В ночь Ивана Купала разжигают костры, поют хороводные песни, прыгают через костер, считается, что это избавит их от всех зол и невзгод.
В эту ночь принято купаться в реке. Самые отважные парни идут ночью в лес искать папоротник.
Считается, в эту ночь папоротник расцветает и указывает, где найти клад. А девушки плетут венки, загадывают желание и опускают венки в воду и смотрят, если венок утонул, значит желание не сбудется, а если не утонул – сбудется. Праздник Ивана Купала очень хорошо описывается в русской народной сказке “Снегурочка”.
– Кто знает эту сказку? – Кто может ее нам пересказать? Вопросы: 1. Какие весенние народные праздники вы знаете? 2.
Какие летние народные праздники вы знаете? 3.
Какие праздники вам запомнились больше всего? Почему?