Белинский о “Песне…”
Белинский о “Песне…”
О произведении в целом:
“Вымышленная быль “Песни…” оказалась достоверней всякой действительности, несомненнее всякой истории… Содержание поэмы… само по себе полно поэзии; если бы оно было историческим фактом, в нем жизнь являлась бы поэзиею, а поэзия – жизнию”.
Калашников:
“Есть души, лозунг которых все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы; такова была и душа… Степана Парамоновича Калашникова”.
Кирибеевич:
“Любовь Кирибеевича – не шуточное дело, не простое волокитство, но “страсть натуры сильной, души могучей”. Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел”.
Иван Грозный:
“Тирания Иоанна Грозного имеет глубокое значение, и поэтому она возбуждает к нему скорее сожаление, как к падшему духу неба, чем ненависть и отвращение, как к мучителю. Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России”.
- Идейно-художественное своеобразие произведения “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М. Ю По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и […]...
- Фольклорные мотивы в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” – произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение – стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в “Песне” является купец Калашников. Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора. Композиция “Песни” подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской […]...
- Вопросы и ответы к народной исторической песне “Правеж” Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, […]...
- Белинский о литературе и искусстве (Белинский В. Г.) Белинский превратил литературную критику в средство пропаганды революционно-демократических идеи. Он был умелым и страстным проводником в среду читателей самых передовых взглядов своего времени. Его статьи были живым откликом на самые важные, злободневные вопросы, определялись потребностями русской жизни, русской культуры. “Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу дает жизнь”,- заявлял […]...
- Образ царя Ивано Грозного в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой – 18 марта 1584, Москва – великий князь Московский и всея Руси (с 1533). Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской – от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей […]...
- На чьей стороне правда в “Песне про царя…” Историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов […]...
- Фольклор и историзм в “Песне про купца Калашникова” Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность создания и распространения. Спустя века эта традиция стала повсеместно возрождаться, хотя и с естественными отличиями от первоначальной. Поэты-романтики с огромным удовольствием сочиняли стилизованные под фольклор […]...
- Фольклорные традиции в “Песне про царя Ивана Васильевича…” Работая над “Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня “Кастрюк Мастрюкович”, в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его […]...
- Белинский Письмо к Гоголю (Белинский В. Г.) В. И. Ленин в 1914 году писал о Белинском: Его знаменитое “Письмо к Гоголю”, подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору”. Действительно, “Письмо к Гоголю” “подводило итог литературной деятельности Белинского”, выражало его основные взгляды, было, по словам Герцена, “его завещанием”. В […]...
- Белинский В. Г Белинский В. Г О поэзии Пушкина Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и, вместе с тем, так человечно, так гуманно! И оно всегда проявляется у него в форме, столь художнически спокойной, столь грациозной! Что составляет содержание […]...
- Белинский В. Г. О ПОЭЗИИ ПУШКИНА О ПОЭЗИИ ПУШКИНА Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и, вместе с тем, так человечно, так гуманно! И оно всегда проявляется у него в форме, столь художнически спокойной, столь грациозной! Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? […]...
- Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) О романе в целом: 1. Историзм “Прежде всего в “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин” есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни […]...
- Тест: Иван III Иван III. А1. Укажи материал, из которого возводили стены Кремля. 1) дерево 2) гранит 3) известняк 4) кирпич А2. Укажи дату освобождения Руси от Орды. 1) 1380 г 2) 1480 г 3) 1580 г 4) 1680 г А3. Отметь реку, на которой встретились два войска. 1) Дон […]...
- Фольклорные мотивы в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова 1. Художественные средства изображения героев. 2. Героя из народа и царское приближение. 3. Значение образа царя Ивана Васильевича. Уже само название “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы: Ох ты той еси, царь Иван […]...
- Краткое содержание: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА (статья 9), Белинский СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА (статья 9) “Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Так сложилось […]...
- Белинский о романе Пушкина Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. “Евгений Онегин”, считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Далее Белинский называет народность романа. В романе “Евгений Онегин” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении… Если ее не все признают […]...
- Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844-1845 годах в журнале “Отечественные записки”. В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно – […]...
- Идея гармонии человека и природы в “Лесной песне” Леси Украинки “Проблемная философская драма-феерия “Лесная песня” – неповторимо прекрасна мыслями и мечтами, глубокими идеями и благородными чувствами, музыкальностью языка и красотой изображения волшебной украинской природы”, – писал о произведении Леси Украинки М. Рыльский. Наша литература не знает другой драмы такого рода, которая бы за полнотой воспроизведения единства человека и природы сравнилась с “Лесной песней”. В свою […]...
- Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести (В. Г. Белинский) Наделен ли безнравственный человек способностью к переживанию любовных чувств, и дорожит ли он честью? Нравственность подразумевает внутреннее оценивание человеком норм собственного поведения. Он знает, что такое честь, совесть, долг и любовь. Личность, характеру которой свойственны аналогичные духовные качества, в первую очередь, преследует цель соблюдения своих моральных ценностей, и отсутствия противоречий им. Такому человеку присуще обладание […]...
- Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”; Говоря Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. “Евгений Онегин” , считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Далее Белинский называет народность романа. В романе “Евгений Онегин” народности больше, нежели в каком угодно другом народном […]...
- В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и “Фаталист” и “Тамань”… Теперь они являются вместе с другими, с “Максим Максимычем”, “Предисловием […]...
- Истинные русские характеры в “Песне про царя Ивана Васильевича” Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30 – х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское […]...
- Почему В. Г. Белинский считал М. Ю. Лермонтова “великим русским поэтом”? Дело нехитрое – назвать поэта “великим”, труднее – убедительно сформулировать признаки-критерии, которые делают художественные произведения великими. В. Г. Белинский, будучи замечательным критиком и одновременно серьезным литературоведом, сумел это сделать. В статье “О русской повести и повестях г. Гоголя” (1835) он представил свое понимание величия поэта (писателя): творчество выдающегося художника отличает простота вымысла, совершенная истина жизни, […]...
- Быт и нравы Москвы 15 в. в “Песне про царя…” Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и […]...
- Фольклорные традиции в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” “Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!” – звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку “меду пенного” и […]...
- Белинский о Пушкине Белинский был истинным гением литературной критики, проницательнейшим судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать то особенное, что отличает одного писателя от другого. Особенно велики заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении творчества Пушкина. С Пушкиным Белинский лично не успел познакомиться, хотя такое знакомство намечалось. Благоговея перед памятью Пушкина Белинский высказывал иногда справедливые, […]...
- Белинский В. Г. О “РЕВИЗОРЕ” О “РЕВИЗОРЕ” (из статьи “Горе от ума”) В основании “Ревизора” лежит та же идея, что и в “Ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем”: в том и другом произведении поэт выразил идею отрицания жизни, идею призрачности, получившую, под его художническим резцом, свою объективную действительность. Разница между ними не в основной идее, а в моментах жизни, схваченных […]...
- Белинский и Пушкин Белинский был истинным гением литературной критики, проницательнейшим судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать то особенное, что отличает одного писателя от другого. Особенно велики заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении творчества Пушкина. С Пушкиным Белинский лично не успел познакомиться, хотя такое знакомство намечалось. Благоговея перед памятью Пушкина Белинский высказывал иногда справедливые, […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Творчество Пушкина привлекло внимание многих критиков как в девятнадцатом веке, так и в наши дни, но статьи Белинского о Пушкине занимают особое место. Можно с уверенностью сказать, что они остаются непревзойденными по глубине анализа, по простоте (в хорошем смысле слова) изложения, и почти по всем вопросам признаются соответствующими современной трактовке пушкинского творчества, Пушкину критик посвятил […]...
- Бестужев, Бенедиктов и – Белинский Недавно в Петербурге, оказавшись на Волковом кладбище, вдруг отметил то, чего не замечал прежде: три шумнейших русских критика XIX века – Белинский, Добролюбов и Писарев – похоронены рядом, впритирку, на крохотном клочке земли. Здесь не хватает только Николая Гавриловича Чернышевского – он упокоился в родном Саратове. Эта знаменитая четверка усилиями большевиков была причислена к сонмищу […]...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом. В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. […]...
- Белинский В. Г. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” “Герой нашего времени” – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: “Хорош же герой!” – А чем же он дурен? – смеем вас спросить. Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? Вы говорите против него, что […]...
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество, В. Г. Белинский (ЕГЭ по русскому) Я считаю, что данное высказывание известного литературного критика Виссариона Белинского можно отнести к разделу обществознания – философии. Это вполне логично, так как это высказывание затрагивает весьма важные проблемы не только в науке, но и в жизни, – человек, природа и общество. Объяснить мой выбор темы достаточно легко: эта тема мне интересна, и она является одной […]...
- Жизнь и критика Личность Белинского (Белинский В. Г.) Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллирелция, стоял к народу. Белинский был настоящим русским человеком. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: “Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская”. Не […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Песня о песне” Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ “Музы-сестры” или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении ” Муза ушла по дороге…” крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако […]...
- “И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА, И ПОНЯТИЯ…” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений “Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина, раскрыв в двух статьях, озаглавленных “Сочинения Пушкина”, огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое. Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания […]...
- Особенности пространственно временной организации в “Песне о Нибелунгах” Около 1200 г. Представляет собой поэму состоящую из 39 песен или авантюр, насчитывающую около 10000 стихов, объединенных в строфы по 4 стиха. Немецкая песня является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Несмотря на феодально-христианскую обработку сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказаний. Оттесненные в поэме на задний […]...
- Выражение народного идеала в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова 1. Связь “Песни…” с фольклором. 2. Сближение образа Калашникова с образами былинных богатырей. 3. Возвышение в народном сознании образа главного героя. В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” продолжена традиция обращения к историческому прошлому России, заложенная в ряде пушкинских произведений. Чтобы передать колорит эпохи, писатель обратился […]...
- В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу 1847 года” Конспект по статье В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года” Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в русской литературе? – Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увеличениям, мы можем […]...