Бедный Демьян
Бедный Демьян – псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.
Родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Бедному хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. Когда Бедному было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу.
Здесь же имели место первые литературные опыты (сатирические стихи на школьные темы).
По окончании школы отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет. Школа и солдатчина воспитали Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением.
Бедный
В январе 1909 Д. Б. дебютировал в “Русском Богатстве” стихотворением за подписью Е. Придворова.
В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты “Звезда”, Бедный стал сотрудничать в ней – сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты “Правда” и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.
В 1913 Бедный был арестован. В годы империалистской войны Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. “Современный Мир” и в разных провинциальных изданиях.
После Февральской революции Бедный сотрудничает в “Правде” и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.
С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Бедного – идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.
Стихи Бедного периода “Русского Богатства” по содержанию и форме – обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Бедного в “большевика поэтического рода оружия” (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии. Тематика Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Бедного значение своеобразной художественной летописи революции.
Дореволюционные стихи говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался “к обманутым братьям в белогвардейские окопы”.
Одновременно отмечал недостатки советского строительства.
Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы “Красноармейцы”, “Мужики”, “Царь Андрон” и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства (“Отцы духовные, их помыслы греховные”), в поэме же “Новый завет без изъяна” Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией.
Многочисленны также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).
Жанры, которыми пользуется Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику ( “В огненном кольце” и др.). Реже встречается лирика интимная ( “Печаль” , “Снежинки” ), тоже социально направленная. Прибегает Бедный и к эпосу: хронике ( “Про землю, про волю, про рабочую долю” ), абстрактному сюжетному эпосу ( “Главная улица” ) и конкретному сюжетному эпосу (“О Митьке бегунце и об его конце”, “Клятва Зайнет” и др.).
Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.
В эпоху “Звезды” и “Правды” и империалистской войны основным жанром стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Бедный принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, – прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию.
Бедный любит пародировать “высокий стиль” (следует отметить бытовую трактовку евангелия в “Новом завете”). Основной источник технических новшеств стиха – фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д.
Популярность Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи стали популярными народными песнями ( “Проводы” и др.).
Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923).
Отдельные произведения неоднократно издавались брошюрами и книжками.
В 1923 изд-во “Крокодил” выпустило “Собрание сочинений” Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает “Собрание сочинений” в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Издательством Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. “Книгоспiлка” выпустило “Новый завет без изъяна” в переводе О. Вараввы.
Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского “Демьян Бедный”, М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).
С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В “военных” стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев “помянуть старину”, утверждал, что верит “в свой народ” и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые “стихи” Демьяна так и остались незамеченными.
Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.
Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за “грубейшие политические искажения”: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.
Д. Бедный умер 25 мая 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.