Базаров и Раскольников (по произведениям И. С. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)



В произведениях русских писателей наиболее ярко написаны два литературных образа – это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Романы, в которых появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время.

С одной стороны – проведение ряда реформ, обещание царем конституции, с другой – разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей, неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это был период надежд и разочарований, выбора дальнейшего пути. В такой противоречивой обстановке

и появились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Творческая манера их создателей, И. С. Тургенева и Ф. M. Достоевского, различна, и это, определяет способы изображения литературных героев. Если в “Отцах и детях” читатель узнает Евгения Базарова в основном по его словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского – в большей мере по его душевным переживаниям, размышлениям. Мысль первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они молодые люди, ищут свое место в жизни, определяют

свои взгляды на нее. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а Раскольников к власти. Оба руководствуются своими, довольно близкими ориентирами, так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Исходя из своих идей, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза. Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь (“Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!”), а у Раскольникова данная идея составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени.)

Идея Базарова – непризнание авторитетов, и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова – признание права сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На основе этих признаков взгляды Базарова можно назвать вульгарно материалистическими и безнравственными, а Раскольникова – откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь он призывает жить по совести, его нельзя назвать безнравственным человеком. Его, Базарова, – да, а если на месте Базарова будет другой?

Жить по совести, а не по законам в принципе хороший лозунг, но в то же время реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят не такими устрашающими лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет.

Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову – нет.

Программы двух героев недальновидны. Что будет делать Родион Романович со своей властью, на что она ему? Конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у обоих и положительной программы: их идеи базируются на отрицании чего-либо, будь то авторитеты или нравственные принципы.

И Базаров, и Раскольников – нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева: он, по словам одного критик, изобразил не только идеи нигилизма, но его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно Иван Сергеевич “умертвил” своего героя: скорее всего он не видел будущего за нигилизмом.

Базаров и Раскольников – бунтари, только бунт у каждого из них свой! у первого – революционный, у второго – личностный. Революционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест продиктован несправедливостью, царившей в обществе.

Евгений Васильевич уверен в необходимости его изменения. Бунт Раскольникова обусловлен нищетой и самолюбием. Он выступил не против устройства общества (какое ему дело до “муравейника”!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт – индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом “Отцов и детей” Тургенев хотел показать несостоятельность революционного бунта, а Достоевский в своем романе – пагубность любого бунта, связанного с насилием, призывая тем самым к соблюдению покорности? Безусловно, здесь есть доля истины: последствия таких протестов могут оказаться очень печальными.

Базаров презирает, а Раскольников ненавидит окружающих людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы, одиноки, несмотря на то, что у них есть товарищи, родители. Родион Романович к тому же просто “задавлен бедностью”, что делает его совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у Базарова – когда он влюбился в Одинцову, у Раскольникова – когда он делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку.

Что мешало этим двум людям не изменять свой статус? Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с точки зрения теории.

Пагубные идеи убивали и в том и в другом любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих убеждений и умер, Раскольников же раскаялся и “ожил”.

На примере героя “Преступления и наказания” мы видим, что делает с человеком ненависть, озлобленность. Базарова целиком захватило изучение природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе, даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не раскаялся, не любил Сонечку и не мог любить, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой, порожденная ею) отнимает у человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два Данных образа, надо выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия подобных людей, их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному началу. Мнение Базарова по данному вопросу неясно.

С одной стороны – его фраза “а что дальше?”, имеющая тот смысл, что духовные ценности важнее материальных. С другой стороны – его полное неприятие искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах. Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает духовное…

В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что привело его в замешательство, даже испугало. Базаров не смог вырваться из противоречий и умер (факт весьма символичный).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова произошел раскол, началась борьба двух мнений.

С точки зрения разума преступление было оправданным, сточки зрения морали – нет. В конце концов Раскольников понял, что обо всем нужно судить с позиций нравственности, и это вернуло его к жизни.

На примере двух литературных героев – Базарова и Раскольникова – мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской теории, претворяемой на практике. Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность данного явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой герой усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен иной подход к ней.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба оказываются в противоречии ит. д. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие – сочувствие к трагической судьбе обоих.

У них есть чему поучиться: у Базарова – силе воли, стремлению к познанию, у Раскольникова – способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Авторы романов “Отцы и дети” и “Преступление и наказание” ставили разные цели, но была у них и одна общая – обличение пороков антигуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым внеся большой вклад в дело гуманизма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Базаров и Раскольников (по произведениям И. С. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)