Басня как средство познания жизненных отношений, характера человека

Басня – небольшое аллегорическое (большей частью написанный стихами) произведение с ярко подчеркнутой дидактической тенденцией. Это краткий рассказ о каком-то одном событии, которое использовано поэтом для поучения. Оно может предшествовать изображенному событию или идти вслед за ним, или логически из него вытекать.

Умение правильно распределить басню на ее составные части обеспечивает композиционную четкость ее выполнения.

Воображение чтеца будет немного дорисовывать к изображенному в басне этим определяется общий характер

тона басни в конкретном выполнении.

Теоретиками декламационного искусства по-разному освещался вопрос о том, разоблачительной или не разоблачительной должна быть интонация чтеца в возглашении реплик отрицательных персонажей. Одни утверждали, что исполнитель должен говорить их так, чтобы его интонация лукаво “подмигивала” слушателю: “не верь ерунде”. Другие, наоборот, настаивали на необходимости предоставить “ерунде” убедительного и серьезного звучания, что создает эффективный контраст между содержанием высказанного и характером произношения.

В первом случае исполнитель откровенно глумится над отрицательным героем, выпячивает свое отношение к нему, смотрит на него со стороны. Во втором – исполнитель словно сливается с персонажем. Чтобы лучше это понять, подумайте и вспомните, не приходилось ли вам встречаться с человеком, который временами говорит ерунду таким серьезным и убедительным тоном, что пока не знаешь, тяжело постичь, тупой он или притворяется скудоумным, чтобы разыграть вас.

Особое внимание уделяют исследователи жанра басни образу автора – рассказчика, баснописца. Большинство из них подчеркивали, что баснописцы не щеголяли собственным воображением и не склонны были потешать своими остротами; они непритворно и искренне старались изобразить событие настолько ярко, словно сами были при этом.

В связи со всем этим рассматривается манера выполнения басни. Басня выполняется в повествовательной манере. Исполнитель басни непосредственно обращается к слушателям, но уже не от лица автора, а от собственного.

Исполнитель не может ставить перед собой задачу “сыграть” роль простоватого баснописца вообще или конкретного автора басни, о характере которого чтец может составить воображение из критической литературы.

Исполнитель басни будет банальным, если будет силиться перевоплотиться в образы-персонажи и сыграть их перед слушателем. Исполнитель и здесь остается рассказчиком, который словно наблюдает поведение персонажей со стороны. Однако, как уже упоминалось, исполнитель – не равнодушный наблюдатель, он все время оценивает то, о чем рассказывает; и это находит проявление в его интонации. Все это вместе с тем не лишает исполнителя элементов имитации, тона или копирования мимики и жестов мысленного персонажа.

И именно в такой мере, как этого требует сдержанная бытовая имитация, реализуется требование придерживаться “звуковых масок”.

Ритмика басни также требует внимания. И надо запомнить, что в тех случаях, где ударение в слове, определенном размером стиха, не совпадает с грамматическим, грамматика должна уступать перед ритмикой художественного произведения.

Рифма в басне бывает очень выразительной, и ее также надо сохранять, а не замазывать под видом стремления к простоте, так как в этом случае простота вырождается в упрощенчество.

Готовясь к выразительному чтению любого текста в классе, учитель разбивает его на части, периоды, “куски” (в стихах это могут быть строфы), определяет характер интонации каждой, обдумывает, какие вопросы он предложит ученикам во время беседы – все это должно помочь детям выяснить как идейную направленность произведения, так и характер звучания каждой составной части его. Каждая из таких частей отделяется от следующей горизонтальной черточкой; ею подчеркиваем последнюю строку “куска”, протягивая ее дальше – на поле книги. Есть смысл в том, чтобы такую черновую работу перед чтением проделывали на уроке ученики под руководством учителя.

Иногда бывает потребность пронумеровать эти периоды.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Басня как средство познания жизненных отношений, характера человека