“Барчуки проклятые” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
“Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?”
А. С. Грибоедов
С середины XIX века начинается эпоха реализма в русской литературе. Все больше людей понимали, что политика устарела и страна остановилась в развитии, как и ее общество. Особо остро осознавали это творческие люди-писатели, художники и музыканты, они имели возможность покинуть Россию и своими глазами наблюдать бунтующую Европу.
Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” остро демонстрирует проблему взаимопонимания разных поколений. Представителями
Они уверены, что России необходима встряска, революция, которая положила бы конец межсословному разделению. Общество “отцов” было категорически против этой точки зрения.
В свою очередь “дети” тоже делились на два фронта – дворянство и мещанство. К первому можно отнести
Базаров был их просветителем, его пример был действительно заразителен. После знакомства с ним и Аркадий и Анна изменили свои взгляды на жизнь. Кирсанов в большей, а Одинцова в меньшей степени.
Мещанами можно назвать Базарова и его духовного ученика Ситникова. Безусловно, этому обществу было трудней, чем дворянам. Им приходилось прикладывать немало усилий, чтобы чего-то добиться в жизни.
Базаров категорично отзывается о “высшем сословии”, называя их “барчуками” и лентяями. Евгений страстно желает равенства в обществе, отказа от классового деления. Ситников поддерживает Базарова совершенно во всем.
Вскоре к ним примыкает Кукшина – эмансипированная женщина, псевдонигилистка. Она ведет себя вульгарно и развязно в обществе мужчин, интересуется “женским вопросом”. Также поддерживает Базарова.
Авдотья откровенно глупа, поэтому Евгению и Аркадию так быстро надоедает ее общество.
Ярко выраженными оппонентами в романе являются Павел Петрович Кирсанов и Базаров. Они презирают друг друга за политические взгляды. Частые споры послужили основой для открытой вражды, которая переросла в дуэль.
Однако после ранения Павла Петровича ссоры утихли. Враги нашли общий язык. Кирсанов стал менее категоричен по отношению к новому поколению, более терпим.
До дуэли он был против свадьбы Николая и Фенечки, после сам просил девушку не покидать его брата.
Евгений Базаров, откровенно говоря, не симпатичен мне, как герой. Он слишком прямолинеен и заносчив. Его нигилизм терпит крах при встрече с Одинцовой. Любовь к ней поглотила его настолько, что рассеянность стала косвенной причиной его скоропостижной смерти.
Я считаю, что в глубине души он чувствующий и ранимый человек, а нигилизм-это защита от душевных разочарований. Нигилизм для него – это привитая точка зрения.
Кем бы ни были Кирсановы, Одинцова, Базаров – они люди с богатым внутренним миром, полным переживаниями и своими заботами. Все умеют любить и страдать, каждый пережил свою душевную боль.
Роман Тургенева актуален и до сих пор, разногласия между “отцами” и “детьми” никогда не прекратят существование. Многие поколения спустя также будут продолжаться споры, пусть даже и не о политике.