Баня характеристика образа Победоносикова

Победоносиков – крупный партийно-государственный функционер, “главный начальник по управлению согласованием, главначпупс”. Фамилия пародийно ассоциирует его с правым политическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827-1907), который в 1880-1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился фразой о необходимости “подморозить Россию”. От П. зависит судьба изобретенной молодыми энтузиастами машины времени.

Однако в его учреждении все решает секретарь П. – Оптимистенко, который не допускает изобретателей к гланачпупсу и передает

им его решение: отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что намерен уволить ее.

Затем П. разговаривает с Бельведонским, Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса. П. намерен под видом служебной командировки отправиться с Мезальянсовой на курорт.

(middle) -->

В III действии комедии возникает ситуация “театра в театре” и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру: “Сгущено все это, в жизни так не бывает,.. Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки…

Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то “главначпупс”. Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже”. По мнению П., театр должен показывать “светлые стороны нашей действительности”.

Сымпровизированная режиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима “Труд и капитал актеров напитал” приводит П. в восхищение. Он лишь советует: “Вы только введите сюда еще самокритику, этаким символистическим образом, теперь это очень своевременно. Поставьте куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы своим делом занимаетесь”. Жена П. понимает суть его “командировки” и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее.

П. наотрез отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит: “Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, упадочные настроения”.
Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную ими машину времени домой к Победоносико-ву. Однако до квартиры донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко “справиться возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления”. Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего кабинета, в котором теперь помещается “Бюро по отбору и переброске в коммунистический век”.

В разговоре с Фосфорической женщиной П. стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно делает, П. объясняет: “Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю… Ну, просто уголок социализма”. Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также четырех охотничьих собак.

О своих планах он говорит: “Получив штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив штаты, я переведу масштаб в междупланетный”. Перед отправлением он произносит “глубокомысленно”-абсурдную речь. Однако после “отправления” в будущее П. вместе с прочими “отрицательными ” персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.) остается в прежнем времени/пространстве.

Он теряет авторитет, и те, кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: “Ни социализма не смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импо…зантная фигурочка, нечего сказать!” В финале комедии П. “выходит из роли” и “остраненно” задает вопрос зрительному залу: “И она, и вы, и автор – что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Баня характеристика образа Победоносикова