“Бабочка” анализ стихотворения Фета

Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.

Стихотворение “Бабочка” можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение.

Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела.

На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.

Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие – это порок, а значит,

должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет “без цели, без усилья”, но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку.

Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.

Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка – существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый “миг между прошлым и будущим”, который, согласно известной песне, и “называется жизнь”. Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд.

Этого достаточно, чтобы заметить только “воздушное очертание” и на крыльях “бархат с живым мерцаньем”. Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.

Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова “дышу” и “дышать хочу”. Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я “дышать хочу”, то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты – одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как “Шепот, робкое дыхание…”, “Это утро, радость эта…”, можно с уверенностью назвать гимном красоте.

Но “Бабочка” запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гете: “Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!”

Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, “сверкнув, раскинуть крылья” и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.

Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)
Loading...

“Бабочка” анализ стихотворения Фета