Ахмадуллина Б. биография

АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА (1937 – 2010), русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты “Метростроевец”.

Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете “Комсомольская правда” было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А. М. Горького.

Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: “поразительные по

силе, свежести, чистоте души, глубине чувства”.
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале “Синтаксис”. Занималась журналистикой, писала очерки (На сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в “Комсомольской правде”: искусство “призвано не веселить людей, а приносить им страдания”.

В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б. Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П. Г. Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной

Струна. Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: “Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!”
Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве “Посев” (1969, ФРГ). Несмотря на это “крамольное” событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы.

В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах “Метрополь” (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время “оттепели”. Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли “поэтом эстрады”, обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.

Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть (“Свирепей дружбы в мире нет любви”, в сб.

Сны о Грузии, 1977), и горечь (“По улице моей который год…”; там же).
Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди – “кривая Нинка” (сб. Побережье, 1991), “электрик Василий” (сб. Стихотворения, 1988) и др.

Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем “больничном цикле” (Воскресенье настало…, Был вход возбранен…, Елка в больничном коридоре и др.): “Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен мне”. При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство “в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания” (Зачем российские поэты?..).

Бродский считал Ахмадулину “несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии”, поэтом, чей “стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного голоса”. Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России. Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен.

Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, “украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой”. Живет поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
Умерла в Москве 29 ноября 2010 года.

АХМАДУЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (10 апреля 1937, Москва – 29 ноября 2010, Москва), русская поэтесса.
Блестящее начало
Начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова. В 1960 окончила Литературный институт им. М. Горького.

Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой – “По грани роковой, по острию каната” – легкости этих выступлений (“Взойти на сцену”).
Поиски собственного стиля
Первый сборник стихов “Струна” (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники “Уроки музыки” (1969), “Стихи” (1975; с предисловием П. Г. Антокольского), “Свеча”, “Метель” (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.

Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с “душой” предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия.

Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условоно-фантастической образностью (поэма “Моя родословная”, “Приключение в антикварном магазине”, “Дачный роман”) она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию – черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: “Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит (“Медлительность”). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой (“Тоска по Лермонтову”, “Уроки музыки”, “Я завидую ей – молодой” и др.); в их судьбе она находит совю меру – любви, добра, “сиротства”, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности – и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. “Друзей моих прекрасные черты…” Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной – стремление воспеть, “воздать благодаренье” “любой малости”; ее лирика переполнена признаниями в любви – прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. “Дружество” – основополагающая ценность ее мира (стихотворения “Мои товарищи”, “Зимняя замкнутость”, “Наскучило уже, да и некстати, “Ремесло наши души свело” и др.).

Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. “По улице моей который год, “Два гепарда”): “Свирепей дружбы в мире нет любви” (“Наскучило уже…”). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная – упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других “шестидесятников” общественно-значимых социальных тем. Мотив избранничества Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: “В той тоске, на какую способен”, “Однажды, покачнувшись на краю”, “Случилось так…”. О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме (“Не плачьте обо мне!

Я проживу…” – “Заклинание”), но чаще в стихах о поэзии, самом процесе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной – и “казнь”, “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки” (стихотворения “Слово”, “Ночь”, “Описание ночи”, “Так дурно жить); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства, “обострением” личности, но в стихотворениях “Плохая весна”, “Это я” она преодолевает эти искусы.

Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье “Озноб”, поэма “Сказка о дожде”): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике “Тайна” (1983), “Сад” (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, “ночных измышлений”, встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в “соучастье любви”. Другие грани Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе, С. Чиковани, А. Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [“Сны о Грузии”, Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе “Миг бытия” (М., 1997)].

Рассказ “Много собак и собака” напечатан в неофициальном альманахе “Метрополь” (1979). Снималась в кино (“Живет такой парень”, 1964).
Скончалась 29 ноября 2010 года в Москве на 74-м году жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ахмадуллина Б. биография