Авторская символика в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Поэма “Мертвые души”, пожалуй, самое загадочное произведение Гоголя. Авантюрный сюжет и реалистические персонажи соседствуют в нем с постоянным ощущением иррационального, с совершенно особой атмосферой. Что же стоит в поэме за героями, какие темы и мотивы вводят они в повествование, какова символика “Мертвых душ”?
Попробуем разобраться в этом, анализируя содержание произведения. Прежде всего, поэма поражает смешением двух смысловых планов, взаимозаменяемостью их: живое часто описывается как мертвое, и наоборот. Сюжетным центром

“Мертвых душ” является авантюра – покупка Павлом Ивановичем Чичиковым душ умерших крестьян с целью заложить их в банке в качестве живых и получить за них крупную сумму денег.

Сама по себе сделка эта – безнравственна. Душа умершего человека, согласно православной религии, возвращается назад к Богу. Поэтому она не может быть предметом торга.
Безнравственна сделка и в другом, жизненно-бытовом аспекте. И это неоднократно отмечалось критикой. Мечта Чичикова о благополучии и комфорте основана на смерти, причем не только естественной – от старости или болезни, но и насильственной – от войн,

пожаров, разбоя и т. п. И тот, и другой вид смерти одинаково выгоден для героя.
Прибыв в губернский город, Чичиков первым делом начинает выяснять, не было ли в губернии каких болезней – “повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного…” И уже в самой обстоятельности и точности вопросов героя – не одно “простое любопытство”. Узнав о том, что Плюшкин переморил голодом огромное количество крестьян, Чичиков испытывает волнение, словно получил желанное, долгожданное известие.
Как замечает В. В. Ермилов, в сюжете Гоголя перед нами фактически развертывается “история похода за мертвецами”. Радость Чичикова пропорциональна количеству человеческих несчастий – болезней, смертей, пожаров.
В связи с этим в поэме возникает мотив бесовства. Как замечает Д. Мережковский, “картины русского провинциального города 20-х годов имеют кроме явного некоторый тайный смысл…: среди “безделья”, пустоты и пошлости мира человеческого не человек, а сам черт, “отец лжи” в образе… Чичикова плетет свою вечную, всемирную “сплетню””.
Этот мотив бесовства сопровождает героя на протяжении всего повествования. Придя в хорошее расположение духа после разговора с Маниловым, первой удачной сделки, Чичиков, “как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла”. Козел в русской литературной традиции ассоциируется с чертом, с нечистым духом.

Думается, подобной символикой Гоголь во многом выражает свое отношение к герою.

Пытаясь отыскать дорогу к Собакевичу темной, дождливой ночью, Чичиков неожиданно падает в грязь (пьяный Се-лифан опрокинул бричку). Падение это символизирует будущее разоблачение Чичикова в губернском городе, падение его авторитета среди чиновников, развенчание его имиджа “благонамеренного человека”.
Характерно, что именно после этого падения начались неудачи героя. Вместо Собакевича Чичиков в эту ночь попадает к помещице Коробочке. И здесь вновь возникает мотив бесовства.

Коробочка богобоязненна, она сетует на непогоду: “Какое-то время послал бог: гром такой – у меня всю ночь горела свеча перед образом”. И далее она поражается виду своего гостя: “Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?”
Теперь гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: “свеча перед образом”.
Здесь же в поэме возникает тема дома, семьи, своего гнезда. Комната Коробочки обвешана “картинами с какими-то птицами”; утром после пробуждения Чичикова “приветствует” индейский петух; весь узенький дворик помещицы наполнен птицами; индейкам и курам у Коробочки нет числа; фруктовые деревья в саду накрыты сетями для защиты от сорок и воробьев, которые “целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое”.
Мотив птиц здесь исследователи обычно связывают с образом Коробочки, однако попробуем рассмотреть данный мотив в более широкой перспективе. Птице, покинувшей гнездо, уподобляется в Библии человек, покинувший свое место. Таким человеком в поэме является Чичиков, не имеющий собственного дома, семьи.

Здесь исподволь возникаем мотив странствий, бесприютности, жизненной неустроенности. Переезжая с одного места на другое, колесит гоголевский герой по России, гонимый мечтой о богатстве и комфорте. Низменность и суетность человеческих стремлений в поэме противопоставлены естественной жизни природы.
“Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш небесный питает их. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь?…Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…”, – читаем в Евангелии’.
Таким образом, мотив птиц оборачивается здесь темой мелочности и суетности человеческой жизни, темой язычества, отхода от христианских заповедей и идеалов. Тема эта в поэме связана, в первую очередь, с образом Чичикова, главной заботой которого является достижение материального благополучия и комфорта.
Однако в главе о Коробочке есть и другие символические детали. Коробочка необыкновенно тупа, невежественна. “Дубинноголовая”, – думает о ней Чичиков. Эти качества помещицы символически раскрываются в пейзаже, предваряющим встречу с ней Чичикова: “темнота была такая, хоть глаз выколи”.
Коробочка продолжает развивать в поэме и мотив бесовства, связанный с образом Чичикова. Когда Павел Иванович, будучи не в силах выносить далее тупость, подозрительность и несговорчивость старухи, в сердцах посулил ей черта, то Коробочка вспомнила, что “третьего дня всю ночь…снился окаянный”. Сон помещицы, таким образом, предваряет появление в ее доме Чичикова, и опять возникает параллель гоголевского героя с чертом.
После Коробочки Чичиков встречается с Ноздревым. Этот помещик – кутила, лихач, игрок, забияка и дебошир. Кроме того, у Ноздрева имеется одна странная страсть – “нагадить ближнему”, распустить о нем сплетни, небылицы, оболгать знакомого. Так, ему ничего не стоит расстроить свадьбу, торговую сделку и т. д.

Характерно, что Гоголь сравнивает героя с псом (среди собак Ноздрев “совершенно как отец среди семейства”), и это сравнение символично. В Священном Писании слово “пес” “иногда означает такого человека, который пустословием своим или злоречием досаждает другим”. Именно таково в поэме поведение Ноздрева.

Характерно, что основная роль в разоблачении аферы Чичикова принадлежит именно Ноздреву.
Мотив бесовства здесь также продолжает развиваться. Так, Ноздрев, с его неуемной энергией, новыми, мгновенно возникающими идеями, кажется Чичикову “неугомонным бесом”. Поняв, что поездка к этому помещику была глупостью, непростительной ошибкой, и испытывая во время ночного сна дискомфорт, причиняемый “маленькими пребойкими насекомыми”, Павел Иванович в сердцах посулил Ноздреву черта.
Далее Чичиков попадает к Собакевичу. Обрисовывая внутренний облик помещика, Гоголь подчеркивает его приземленность, грубые, материальные интересы, животное начало. Собакевич напоминает Чичикову “средней величины медведя”, он по-медвежьи неуклюж и неловок.

Да и зовут его Михаилом Ивановичем.
Здесь в поэме вновь развивается мотив бесовства. Торгуясь с несговорчивым Собакевичем, Чичиков вновь вспоминает черта. Михаил Иванович же начинает расхваливать продаваемых им умерших крестьян. Причем о мертвых он говорит, как о живых, а о живых, как о мертвых.

Собакевич же, думается, произносит и самую главную в поэме фразу, не вкладывая, однако, в нее излишнего морализирования: “Право, у вас душа человеческая, все равно, что пареная репа”.
Но за словами Собакевича мы угадываем мысли самого автора. Мораль, добро, любовь – все, по Гоголю, обесценилось в этом мире. Бессмертная душа человеческая может продаваться и покупаться.

Здесь возникает мотив Мефистофеля, соблазняющего Фауста продать собственную душу. У Гоголя таким Мефистофелем является Чичиков, который уговаривает помещиков продать мертвые души крестьян.
Последний помещик, к которому приезжает Чичиков – Плюшкин. Основные черты этого помещика – скупость, подозрительность, патологическая жадность. Имение его полностью запущено, крестьяне “мрут как мухи”.

Плюшкин практически потерял человеческий облик: при встрече Чичиков не может понять, кто перед ним – “баба или мужик”. Помещика не интересует судьба его детей, он порвал все дружеские связи. “Прореха на человечестве” – такое определение дает ему писатель.
В данном случае символичны многие детали быта помещика. Так, атмосферу мертвенности, неподвижности, запустения в имении Плюшкина подчеркивают часы с остановившимся маятником, к которым паук уже приладил свою паутину.
Упоминание о пауке здесь знаменательно. Если вспомнить замечание Собакевича о том, что у Плюшкина люди “как мухи мрут”, то авторское намек здесь становится очевиден. Подобно пауку-кровопийце, помещик губит жизни своих крепостных крестьян.

Подобно пауку, Плюшкин опутан “тиной мелочей” жизни, не видя за ними главного.
Упоминание о пауке, плетущем свою паутину, ассоциируется у нас и с самим Чичиковым, который с большим искусством ведет свои дела, “оплетая” помещиков паутиной лжи, любезности и лести. Паук с большим искусством плетет свою паутину, но она тонка и непрочна. Тонкость и непрочность паутины, как указано в Библии, “служит наглядным выражением тщетной надежды и предприятий нечестивых людей”. Точно так же непрочны, мифичны все старания Павла Ивановича, тщетны его надежды.

Само “предприятие” Чичикова – безнравственно и греховно. В этом смысле герой может быть назван “нечестивым”.
Мотив бесовства и далее развивается в поэме. После разоблачения Чичикова вокруг имени его начинают ходить различные слухи. Павла Ивановича считают то капитаном Копейкиным, то Наполеоном, то Антихристом.

Так проводится смысловая параллель: Чичиков – Антихрист.
Описывая жизнь и быт различных типов помещиков, Гоголь передает атмосферу неподвижности, духовной косности, российской тяжеловесности и неповоротливости мышления и образа жизни. Чичиков, в отличие от других персонажей, изображен в дороге, в движении, “в поиске”. Но на верной ли дороге гоголевский герой?

Вспомним содержание поэмы. Вот Чичиков не может отыскать дороги к Манилову. По пути к Собакевичу Павел Иванович почувствовал, что “они своротили с дороги”.

Прощаясь с Коробочкой, он спрашивает ее, “как добраться до большой дороги”. Уехав от Собакевича, Чичиков спрашивает мужика, как найти дорогу к Плюшкину. Создается впечатление, что герой плутает, не может найти верной дороги в жизни.

Путь Чичикова – это путь его заблуждений, ошибок. Стало быть, Гоголь оставляет для героя возможность нравственного просветления.
Вообще, образ дороги в поэме символичен. Н. Л. Степанов отмечает, что “в нем передана вера автора в будущее, пафос движения – в противовес застою, неподвижной косности “мертвых душ”…”.
Однако Гоголь здесь имел в виду скорее человеческое самосовершенствование, нравственные, душевные движения, нежели какие-то внешние изменения в стране. Именно об этом он писал в “Авторской исповеди”.
“Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя. Вопросы нравственные взяли перевес и над политическими, и над учеными… И меч и гром пушек не в силах занимать мир…

Мысль о строении как себя, так и других делается общею. Со всеми замечательными, стоящими впереди других людьми случились какие-нибудь душевные внутренние перевороты… Всяк более или менее чувствует, что он не находится в том именно состоянии своем, в каком должен быть…

Но это желанное состояние ищется всеми…”.
Движение в “Мертвых душах” – это нравственное самосовершенствование, поиск правильного жизненного пути. И именно этим обусловлена бесконечность этого движения: человек неустанно должен стремиться к добродетели.
Таким образом, истинное содержание поэмы Гоголя – это раздумья писателя о нравственной природе человека, размышления его о русской душе, о суетном и вечном.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Авторская символика в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”