Авторская позиция в рассказе “Судьба человека”
Какова авторская позиция М.А. Шолохова в рассказе “Судьба человека?”
В чем гуманистический пафос произведения?
В рассказе “Судьба человека” М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изображает писатель в этом рассказе.
Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.
В небольшом по объему произведении перед читателем проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов – мирный труженик, ненавидящий
Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее…”.
Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки.
В плену
За что так исказнила?” – спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа. И гуманизм писателя в этом пристальном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.
Раскрывая образ своего героя, писатель использует портретные детали. “Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?” – спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: “В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел.
Все так же лениво шевелил сухие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”. Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.
Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой маленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соколов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной влагой, которая стала исцелять израненное сердце героя.
Оставшись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца маленькому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.
Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рассказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был мастером на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, многократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий – у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой.
Троекратность событий – излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему “на заход солнца”, туда, где ночь, смерть.
Когда герой совершил побег, он держал путь “прямо на восход солнца”, туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его “блеснула радость, как солнышко из-за тучи”.
Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. Например, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного героем, – светлые, как небушко.
У Соколова же – “словно присыпанные пеплом”.
Мы можем помочь себе, лишь помогая своему ближнему – такова гуманистическая позиция писателя. Война же – состояние, противное самой человеческой природе, разуму. И такая позиция в восприятии войны сближает М.А.
Шолохова со Л.Н. Толстым.