Авторская песня
Появление жанра “авторской песни”. 1960-е гг. стали периодом, когда жанр “авторской песни” начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге.
Энтузиазм творчества выливается в стремление петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре “авторской песни” занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той искренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных
Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью:
Мне этот бой не забыть нипочем
Смертью пропитан воздух, –
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
Снова упала – и я загадал:
Выйти живым из боя, –
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
“Песня о звездах”
Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец
Медаль на грудь поймаешь за отвагу.
“Штрафные батальоны”
Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного:
Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только – он не вернулся из боя.
“Он не вернулся из боя”
Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, – качества, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого “Давно смолкли залпы орудий…”:
Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
“Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?”
“Дворовая” тематика. “Дворовая” романтика была знакома практически всем мальчишкам послевоенного времени. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с традициями городского фольклора.
Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус героя. Например, в песне “Я был душой дурного общества” автор использует слова скокари и щипачи, значение этих лексических единиц известно только в среде, где употребляют жаргон, лирический герой демонстрирует, что он вхож в “дурное общество”:
Свой человек я был у скокарей,
Свой человек – у щипачей,
И гражданин-начальник Токарев
Из-за меня не спал ночей.
“Я был душой дурного общества”
Спортивная и альпинистские песни. В песнях данной тематики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут примириться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведениях поэт говорит о настоящей дружбе:
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял – хмельной, –
Значит, как на себя самого
Положись на него!
“Песня о друге”
Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику.
Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический герой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюбленной:
Дом хрустальный на горе – для нее,
Сам, как пес бы, так и рос – в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
“Дом хрустальный”
Сатирические песни. В основе многих песен лежит жизненная ситуация. В шуточных произведениях главным героем часто становится “маленький человек”:
Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Рот – хоть завязочки пришей…
Ой, до чего, Вань, размалеваны,
И голос – как у алкашей!
“Диалог у телевизора”
За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, “маленький человек” всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновником собственного унижения.
Философская тематика. Размышления о несовершенстве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится привычным состоянием современного человека:
Сам виноват – и слезы лью, и охаю:
Попал в чужую колею глубокую.
Я цели намечал свои