Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”



Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” воспроизводит картину русского общества конца 1810-х – второй половины 1820-х годов. Это было время подъема национального самосознания, усиления недовольства передовой интеллигенцией самодержавным строем. “Евгений Онегин” – роман об умственной жизни и исканиях дворянской интеллигенции перед восстанием декабристов. В романе в стихах Пушкин не создает “призрака самого себя”, не повторяет себя в серии своих героев, а разворачивает широкую картину современной

ему жизни, показывает целую галерею самых разнообразных человеческих характеров.
В первой же главе “Евгения Онегина” виден новый метод Пушкина – широкое и правдивое изображение людей и явлений такими, как они есть в действительности. Указывая на сходство некоторых черт в характере Евгения Онегина с самим собой (оба они представители передовой молодежи), Пушкин одновременно с этим резко подчеркивает и существенные различия между собой и героем:
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом.
Рядом с героями автор выступает не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину:
Письмо Татьяны предо мною;Его я свято берегу, Читаю с тайною тоской И начитаться не могу. Кто ей внушал и эту нежность, И слов любезную “небрежность”?
У него “на случай сохранились” стихи Ленского “Куда, куда вы удалились”. Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор – неравнодушный созерцатель происшествий их жизни, не просто спокойный наблюдатель. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского). В некоторых же строфах автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.:
Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость.
Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он проявляется и в самом тоне повествования, оценке явлений жизни. Многое из своих ощущений поэт вложил в образ главного героя романа. Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина:
Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.
Онегин молод, умен, богат; по своим интеллектуальным качествам он на голову выше окружающей его светской среды – “светской черни”, пустоту и ничтожность которой он превосходно понимает и искренно презирает. И в то же время он глубоко несчастен – томится, скучает, нигде не находит себе места, не может заняться никаким делом, которое принесло бы ему хотя бы малейшее удовлетворение. Богатая натура, он не находит себе никакого применения; даже в личной жизни его постигает неудача: роман с Татьяной кончается полным крушением.

Но в образе и в судьбе героя показана отнюдь не исключительная жизненная ситуация. Уже при появлении первой главы “Онегина” критики признавали широкую распространенность подобного характера и исключительную правдивость его обрисовки.
Пушкин в первой главе подчеркивает свою дружбу с Онегиным, и действительно, современники склонны были узнавать в ряде друзей поэта живой оригинал его героя. Все это свидетельствует, что при яркой художественной индивидуализации, “портретности” образа Онегина Пушкин сумел воплотить в нем некий социальный характер, в котором заключались и черты эпохи. И Пушкин не ограничивается тем, что гениально раскрывает характер героя; он глубоко, психологически точно объясняет его.
С этой целью поэт не только представляет своего героя читателям, но и сразу начинает самым обстоятельным образом его с ними “знакомить”, последовательно показывает, как и почему этот характер сложился.
Но Онегин по своей натуре выделяется из аристократической молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества. Покинув его, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью.

Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания (“зевая, за перо взялся”) и привычки к труду. Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил…
Спасти от “душевной пустоты” не смогли Онегина и прекрасные чувства – любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил “вольность и покой”, не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувств к нему. Он убил своего друга Ленского, поскольку не смог пойти наперекор общественному мнению, которое он внутренне презирал.

В подавленном состоянии Онегин уехал из деревни. Он “начал странствия”, но и это не развеяло его. В образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени.

Но я считаю, что образ Онегина глубже – он показывает жизнь и развенчанные идеалы любого молодого человека, столкнувшегося с реальной жизнью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”