Автор и его герой в романе Тургенева “Отцы и дети”

В 1862 году Тургенев написал роман “Отцы и дети” , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое отношение к герою.
Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчеркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, говоря, что Базаров – представитель нового поколения, что в нем собраны все свойства, “которые мелкими долями рассыпаны в

массах”.

Тургенев был согласен с оценкой Писарева. Для автора Базаров – “любимое детище”, на которое он потратил все краски, находящиеся в его расположении. Герой Тургенева – революционер, нигилист, разночинец. Свое призвание он видит в исправлении общества. “Любимое детище” автор ставит в различные ситуации, что помогает ему всесторонне обрисовать героя.

Базаров – будущий врач, студент Петербургского университета. Он пробует себя в различных областях знаний, интересуется философией, политикой. Но главный предмет его изучения – естественные науки. Тургенев назвал Базарова нигилистом,

что, по его определению, означает революционер.

От всех лиц в романе Евгений Васильевич отличается силой характера, твердостью убеждений, глубоким умом, умением разбираться в людях. В идейных спорах с противниками, в разговорах с Одинцовой, Аркадием он неизменно одерживает победу, причем выдержка, остроумие, логичность никогда не покидают его. Базаров – представитель “детей” лагеря революционных демократов, вступает в схватку с идеологическим противником Павлом Петровичем Кирсановым.

Студент не показан в действии, но о его убеждениях и взглядах мы узнаем из высказываний. К существующему строю, государственным учреждениям, к авторитетам старого общества, к дворянской культуре Базаров относится отрицательно. Он считает, что в первую очередь “надо место расчистить, а строить потом”. В своем отрицании студент идет еще дальше.

Так, он признает только прикладную науку, а науку как систему знаний, формирующую мировоззрение, отвергает. Базаров также не признает искусство, красоту природы, любовь называет “белибердой”, “непростительной дурью”. Он смеется над Николаем Петровичем, читающим Пушкина и играющим на виолончели. Искусство, по мнению Базарова, бесполезная вещь. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта”, – говорит он.

Для нигилиста существует только то, что полезно обществу, поэтому все он оценивает с точки зрения пользы. С этими взглядами своего героя автор не согласен. Так, для Базарова природа не является созданием Господа, непостижимым и загадочным его творением.

По Тургеневу, природа – это живой организм, живет она собственной жизнью, по законам Бога. В природе Евгений Васильевич видит только мастерскую, в которой человек работник; природа для него больше материальная единица, чем духовная. Эта позиция героя чужда автору.

Писатель как бы стоит с героем, когда показывает его в момент влюбленности к Одинцовой: студент чутко уловил красоту вечера, и что-то теплое разлилось в груди его.
Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, но до конца разобраться в этих “новых людях” не смог. Свое “любимое детище” он изобразил одиноким, не имеющим ни последователей, ни единомышленников. Одиночество героя подчеркивается еще сильнее карикатурными образами Кукшиной и Ситникова, которые причисляли себя к “новым людям” без всякого на то основания. В расцвете сил Тургенев обрывает жизнь Базарова, так и не дав ему ничего совершить, тем самым, подчеркивая свое неверие в дело разночинной демократии.

Иван Сергеевич заставляет своего героя произнести слова, чуждые ему как революционеру: “Я нужен России… Нет, видно не нужен”, которые говорят о том, что автор с самого начала предрешил судьбу Базарова. Тургенев относится к своему герою противоречиво. Он писал Фету: “Хотел ли я обругать Базарова или превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу, но читая роман мы видим, что автор симпатизирует Базарову, и уже, конечно, не делает его пародией на Добролюбова, как считали многие современники писателя. Но и превозносить Евгения Базарова Тургенев не хотел, потому что не разобрался в нем до конца. И хотя автор жалеет своего героя, переживает за него, что мы видим в сцене угасания сильного духом человека, он крушит теорию нигилизма. Но потребность “воспроизвести истину” была в Тургеневе сильнее политических симпатий и антипатий, что и отметил Писарев в статье “Базаров”.

Обращаясь к герою Тургенева, я вновь нахожу для себя интересное, нужное, полезное. Как и писатель, в одних случаях соглашаясь с Базаровым, в других спорю, но никогда не остаюсь равнодушной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Автор и его герой в романе Тургенева “Отцы и дети”