Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе



Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеристики героев, сопоставление явлений литературной и реальной жизни, умение высказывать свои мысли и обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, активную общественную позицию.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

В жизни есть только одно бесспорное счастье – жить для других.

Л. Толстой

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. “В жизни есть только одно бесспорное счастье – жить для других”,- писал Л. Толстой (обращение к эпиграфу урока). Как именно нужно жить для других – над этим задумывались и писатель, и персонаж романа, наделенный автобиографическими чертами,- Константин Левин. Эти вопросы мы и будем обсуждать сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

В романе Л. Толстого две сюжетные линии, два главных героя – Анна Каренина и Константин Левин. Именно они бросают вызов обществу, которое

насквозь проникнуто обманом; тем не менее, и между собой они – антагонисты. Побеждает Левин, а Каренина катастрофически проиграет.

Почему? В отличие от Анны, Левин не только отказывается придерживаться условностей “высшего света”, но и противопоставляет им свой идеал.

2. Эвристическая беседа.

– Что мы узнаем о Левине во время первой встречи с ним в романе? Какова цель его приезда в Москву? (Левин – “широкоплечий, с кудрявой бородой”. Живет в селе, помещик. Хотя он и дружит со Облонским, в душе пренебрегает “и городской образ жизни своего приятеля, и его службу”, которую считает ерундой, и смеется над этим.

Левин не допускает равнодушного отношения к делу. Когда он утратил веру в эффективности и необходимости земского собрания, то прекратил их посещать. Получив отказ от Кити, в которую был влюблен, Левин предъявляет обвинение себе и даже думает о том, чтобы вступить в брак с крестьянкой).

– Как происходило бракосочетание Левина? (Герой находился в состоянии полнейшего счастья, “в состоянии потери ума, когда ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего, что существует”).

– Как и под влиянием чего изменяются взгляды Левина в конце произведения? (Левину иногда кажется, что “от него зависит изменить ту отягощающую, бездействующую, искусственную и личную жизнь, которой он жил, на ту трудовую, чистую и общую замечательную жизнь”.

Когда же герой встречается с простым крестьянином Федором во время сбора урожая, то изменяет свою мысль. Его поражает “необыкновенное напряжение самопожертвования” в работе простого народа. Теперь он думает, что именно оно – ключ к изменению и в его жизни, и в жизни общества).

Каким видел Левин будущее народа? (Левин пришел к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: “Нужно только настойчиво идти к своей цели, и я достигну своего,- думал Левин,- и работать, и трудиться есть ради чего. Это дело не мое личное, а здесь вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное – положение всего народа, совсем должны измениться.

Вместо бедности – общее богатство, благосостояние; вместо вражды – согласование и объединение интересов. Одним словом – революция, бескровная, но величественная революция, сначала в маленьком круге нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Так как мысль справедливая не может не быть плодотворной”).

Какую метафору использует Л. Толстой, чтобы описать поиски героем правды? (“Теперь он невольно все глубже и глубже врезался в землю, как плуг, так, что уже не мог выбраться, не развернув борозды”).

О чем думает Левин в конце романа и как это перекликается с мыслями автора? (“Жизнь моя теперь,- думает Левин,- вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута его – не только не бессодержательная, которой была раньше, но имеет несомненный смысл добра, который я могу вложить в нее!”. Этот “несомненный смысл добра” является одной из любимых мыслей Л. Толстого, в этом – оптимизм всего произведения).

В чем заключается патриархальный идеал Левина? (Левин думает о новом типе хозяйствования – общее с крестьянами владения землей, соблюдение вечных правил народной морали, которые потеряло просвещенное общество. Это было утопией).

Составьте общий психологический портрет Левина. (Человек, склонный к постоянному самоанализу, стремится оказывать содействие общему благу народа, усовершенствованию общества; хочет естественной простой жизни, семейного счастья. Его девиз такой, как и крестьянина Фоканича, который “для души живет, Бога помнит”).

3. Комментарии учителя.

Константин Левин – автобиографический герой. Автор дал ему “звучную” фамилию, образовав ее от своего имени – Лев. В романе “Анна Каренина” отсутствуют философские, публицистические авторские раздумья, поэтому писатель вложил в уста любимого положительного героя свои мысли, идеалы, программу преобразования общества.

Лев Николаевич сам прошел через двойной поиск истины – самоанализ и “опрощение”. Такой же самый путь он предложил и рупору своей позиции, герою-идеалу Левину.

V. Домашняя задача

Характеризовать образ Левина и образ автора в романе “Анна Каренина”.

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– В образе Левина меня привлекает…

– Позиция автора в романе для меня…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе