Автобиографические произведения на рубеже 50-60-х годов ХХ века
На рубеже 50-60-х гг. в литературе появилась целая серия жизнеописательных, в значительной мере автобиографических произведений, развивавших тему расчета с прошлым и выбора нового пути. Это романы “о непотерянном поколении”: “Чудодей” Эрвина Штритматтера (книга 1-я-1957, книга 2-я – 1972, книга 3-я-1980), “Приключения Вернера Холь-та” Дитера Нолля (1960), “Утраченная юность” Вольфганга Ней хауза (1959), “Мы не пыль на ветру” Макса Вальтера Шульца (1962). Произведения эти создавались писателями, вступившими в литературу уже после второй
Детство большинства из них прошло во времена гитлеризма, они учились в нацистской школе, были солдатами вермахта, воевали на разных фронтах. Им довелось испытать и воздействие фашистского идеологического обмана, и нелегкое высвобождение от него. В своих книгах они осмысляли и обобщали пережитое.
Очевидна связь этих произведений с немецкой традицией воспитательного романа, с авантюрно-плутовским повествованием, отчасти с романтической повестью. Как и в классическом воспитательном романе, герой здесь – “средний” немец, идущий, по дорогам
Его жизненный путь воссоздается в таком романе, как правило, не в целом, а на этапе взросления, совпадающем с годами второй мировой войны, в итоге которой фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение.
Война обнажила бесчеловечность, варварство, обреченность фашизма. Под влиянием этих впечатлений в сознании героя происходит переоценка ценностей, определяющая его эволюцию. Идеологические искания героя сопровождаются нравственными: он заново решает для себя, что такое мужество, честность, дружба, любовь. Судьба героя предстает при этом как часть судьбы народной.
Повествование выходит за рамки истории одной жизни, нередко оно перерастает в широкое многофигурное полотно; но герой сохраняет центральную роль в произведении.
- Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже опережая и стимулируя художественные поиски в области прозы. Острая идейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. Утверждая новое представление о […]...
- САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-40-Х ГОДОВ XX ВЕКА Сатира – своеобразное зер- кало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного. Д. Свифт Есть писатели, которые остаются только в своем времени. Они были нужны современ- никам, но потомки их забывают. С произве- дениями же Зощенко, ПлатоновА, БулгаковА произошло совсем иное. Как ни замалчивали их, как ни травили писателей при […]...
- Своеобразие комедии Грибоедова “Горе от ума” как литературного произведения начала 20-х годов xix века Комедия Грибоедова “Горе от ума”, бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного про – изведения. Комедия стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта “гениальнейшая русская драма” […]...
- Х годов – Сатирическая проза 30-х годов XX века В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества – извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению […]...
- Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги […]...
- ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Первое отдельное издание романа “Герой нашего времени” вышло в свет в 1840 году, незадолго до отъезда Лермонтова на Кавказ. Двадцатипятилетнему поэту удалось отобразить в нем нравственные и философские проблемы прошедшего десятилетия, обобщив большой жизненный материал и сконцентрировав все пороки своего поколения […]...
- Пушкин в представлениях поколения 70-80-Х годов XX века В одном из лирических отступлений “Евгения Онегина” Пушкин обращался к будущим своим читателям, к потомкам: …Отдаленные надежды Тревожат сердце иногда Без неприметного следа Мне было б грустно мир оставить. Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий свой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук. И чье-нибудь […]...
- Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал […]...
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров и направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. Отражение в литературе судьбы человека в тоталитарном […]...
- Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы, вместе с тем нарастает стремление выдвинуть положительную программу переустройства общества на началах социальной справедливости. После вынужденной задержки в развитии русской литературы (и период “мрачного семилетия”) […]...
- Базаров – “новый человек” эпохи 60-х годов XIX века Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” – деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов. В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала […]...
- Авангардистская литература Америки 50-х годов ХХ века Авангардистская литература Америки 50-х годов обогнала во многом авангардизм Западной Европы 60-х годов, поскольку выступила с бунтом против “цивилизации потребления”, “массового общества”, которое сложилось в США раньше, чем в странах Западной Европы. Это был бунт против стирания индивидуального, против усредненного, стандартизации, поглощения материальных ценностей и презрения духовных, что охватило все общество. Широкую популярность получил роман […]...
- Особенности литературы 1950-1960-х годов. Произведения А. Синявского 1. Ожидание перемен. 2. Необычные герои. 3. Значение литературы этого периода. Начало 50-х годов ХХ века запомнилось одним очень важным для всей советской страны событием – смертью тогдашнего генсека Сталина, а, соответственно, и серьезными изменениями во всей общественной жизни россиян. Этот период получил название “оттепель”. Именно тогда люди возлагали огромные надежды на ХХ-й съезд коммунистической […]...
- Модернистские варианты в литературе Германии 50-х годов ХХ века Модернизм, между прочим, низводит социальную литературу до определяемого биологическими закономерностями, лишенного социальных связей образа человека. В 60-е годы Дитер Веллерсхоф (род. в 1925 г.) и приверженцы основанной им “кельнской школы нового реализма” старались по-новому сформулировать подобные тенденции. Под влиянием его теории “нового реализма” находились такие авторы, как Ю. Бекер, Г. Эльснер, Р. Д. Бринкман и […]...
- Советские “кинохиты” 60-х годов XX века Период конца 50-х – начала 60-х годов в советском кинематографе прошел под знаком “романтичного” бума: в моду вошли фильмы о возвышенных чувствах, неординарных героях и незаурядных событиях. Именно в это время получили новую – киноэкранную – жизнь “Алые паруса” А. С. Грина и “Человек-амфибия” А. Р. Беляева. Оба фильма стали настоящими сенсациями кинематографической жизни: в […]...
- Сатира в литературе 20-30-х годов ХХ века Михаил Зощенко – создатель бесчисленных повестей, пьес, киносценариев, невообразимо обожаем читателями. Однако истинную популярность ему дали небольшие юмористические повествования, опубликованные в самых разнообразных журналах и газетах – в “Литературной неделе”, “Известиях”, “Огоньке”, “Крокодиле” и некоторых других. Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: […]...
- Судьба людей дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны – Чацкий, порывающий с фамусовским обществом. Отказавшийся от карьеры, выражающий взгляды передовой молодой России 20-х годов, он, возможно, придет к декабристам. С другой стороны – молодые карьеристы и гражданской, и военной службы. Его мечта – генеральский […]...
- Любимые русские барды (авторская песня 60-70-х годов XX века) Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 50-х годов XX века, к времени, которое сегодня принято называть “хрущевской оттепелью”. Тогда центром авторской или, как называли ее сами создатели, самодеятельной […]...
- Художественная проза Германии 50-х годов ХХ века Как и другие литературные жанры, художественная проза Германии переживала свое становление в теснейшей связи с революционными общественными преобразованиями, совершавшимися в период перехода от капитализма к социализму. Способность художественной прозы изображать человеческие судьбы как переплетение общественного и личного, способность раскрывать социальную сущность явлений вначале использовалась прежде всего для того, чтобы воспитать в читателях прогрессивное историческое сознание. […]...
- Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева и общественная борьба 60-х годов XIX века Вся моя повесть направлена против Дворянства как передового класса. И. С. Тургенев Проблема связей и взаимоотношений поколений занимала одно из важных мест в русской литературе XIX века. Выход романа “Отцы и дети” совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859- 1861 годов. Это было время ожесточенных споров о том, каким […]...
- ПЕЧОРИНСТВО – БОЛЕЗНЬ МОЛОДЕЖИ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин – отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин – ге- рой третьего десятилетия, “жестокого века”. Оба они – мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного […]...
- Литература двадцатых-тридцатых годов XX века. А. Серафимович “Железный поток”, Д. Фурманов “Чапаев”, Н. Островский “Как закалялась сталь” В юбилейный, 1927 год, отвечая на вопросы журнала “Смена”, попросившего назвать десять лучших произведений советской литературы, появившихся за десятилетие после Октября, А. В. Луначарский назвал первыми А. С. Серафимовича “Железный поток” и Д. А. Фурманова “Чапаев”, да еще можно теперь прибавить Н. Островского “Как закалялась сталь”. Эти книги являются прекрасными памятниками истории революции, отражающими саму […]...
- Стихотворная литература 30-50-х годов XVIII века Воспитанные на народной сказке, на литературе типа повестей о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, “гасториях” петровского времени, они ждали от книги не поучений, не рассуждений о высоких государственных материях, а занимательности; ответом на их запросы стала литературная деятельность таких писателей-прозаиков, как Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков, В. А. Левшин, М. И. Попов, Н. Г. Курганов […]...
- Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Сочинение на тему: герой 30-х годов 20-го века Тридцатые годы несколько изменили облик героя времени. Им по-прежнему оставался коммунист, беззаветно преданный партии и народу, не знающий сомнений и компромиссов в борьбе с классовым врагом. Но на первый план выдвигаются уже иные черты: умение по-человечески подойти к людям, подлинный гуманизм, навыки и талант организатора. Наиболее удачным образом такого человека в литературе стал шолоховский Давыдов […]...
- Сочинение на тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Еголин А. М. НЕКРАСОВ И ПОЭТЫ-ДЕМОКРАТЫ 60-80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА НЕКРАСОВ И ПОЭТЫ-ДЕМОКРАТЫ 60-80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой поэзии Некрасова – народ. Поэт показывает его жизнь всесторонне – и в горе, и в “счастье”. Подчеркивая зависимость всех слоев общества от крестьянства, его исключительное значение в жизни общества. Некрасов устами Якима […]...
- Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов XIX века (Я хочу рассказать вам о книге) Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” я прочла до того, как мы стали работать над ним в классе, под руководством учителя. Хорошо помню, какое странное беспокойство я ощущала, знакомясь от страницы к странице с героями романа. Сочувствовала Печорину и жалела его, осуждала за холодность, граничащую с жестокостью, и пыталась понять, разобраться в его поступках, […]...
- Роман “Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни 20-х годов XIX века Пушкин – величайший русский поэт XIX века. Изучая его творчество со школьной скамьи, мы все же знаем его поверхностно и, постоянно читая его, открываем все новые и новые грани его творчества. Нет сомнения, что лучшие произведение Пушкина – это роман в стихах “Евгений Онегин”. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, […]...
- По тексту Маслова Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века (ЕГЭ по русскому) В жизни каждый из нас стремится добиться определенных целей, удовлетворить все возрастающие потребности. Среди огромного многообразия желаний необходимо выбрать самые значимые и необходимые. Какие ценностные ориентиры встают перед современной молодежью? Именно над этой проблемой задумывается И. Маслов в предложенном тексте. Автор сравнивает жизненные ориентиры у нового поколения и у людей эпохи застоя. Он приходит к […]...
- Развитие языка поэзии 20-х годов ХХ века Двумя главными тенденциями определялось развитие языка поэзии 20-х годов. С одной стороны, это обогащение языка на традиционной основе, с другой – коренная ломка его, предоставление больших прав жаргону и даже “зауми”. Поэты искали способов и форм общения с народными массами, и тут “грубоватая речь улицы” оказывалась нужным подспорьем. В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин, Э. […]...
- Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” создан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц автор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, […]...
- Сатира 20-30-х годов XX века (по повести М. А. Булгакова л “Собачье сердце”) Русские писатели-сатирики в 20-30-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они были наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Булгакова стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как М. Зощенко, А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, А. Платонов. Творчество Булгакова – великое явление русской художественной культуры XX века. […]...
- Автобиографические книги Герцена. Часть 2. (Герцен А. И.) Конечно, в этой любви к сыну проявилось то прямое благородство, которое всегда вызывает горячее ответное чувство и искреннюю сыновью признательность. Отец на поверку оказался человеком совершенно иного склада, чем мертвые души николаевской России. Но автор воспоминаний не склонен вдаваться в сентиментальную чувствительность. Он видит в отце и обыкновенного русского помещика, который, при всем своем недюжинном […]...
- Детская литература на рубеже двух столетий На рубеже двух столетий и в начале нашего века на русский язык переводится много новинок иностранной литературы, а также некоторые старые произведения, выпавшие из поля зрения переводчиков или находившиеся под запретом. Обогащение книжного репертуара было особенно интенсивным в годы революционного подъема, когда оживилась деятельность прогрессивных издательств. В связи с ослаблением цензурного гнета стало возможным появление […]...
- Автобиографические книги Герцена. Часть 1. (Герцен А. И.) Есть книги, которые с первых же страниц захватывают нас своей подлинностью. Будто сама история предстает перед нами во всем героическом и драматическом облике. К таким книгам относится в первую очередь “Былое и думы” Герцена. В ее названии есть и эпический размах национальной истории, и горькая дума человека о нелегко прожитой жизни. В восьми частях “Былого […]...
- Х годов – Русская сатирическая проза 20 – 30-х годов XX столетия М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков… Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 – 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все […]...
- Анализ любимого произведения русской литературы XIX века. ВНЕ школьной программы Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной, оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, раскрыта Гончаровым в образе основного героя романа – Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско-поместном крепостническом строе жизни, в барском помещичьем воспитании. Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах, о необыкновенном, поэтические […]...
- Автобиографические основы и образно-тематическая организация поэмы Анны Ахматовой “Реквием” Анна Ахматова – великая русская поэтесса, которая одним словом могла раскрыть, обнажить душу человека, воспеть тонкую организацию женской души, сложного мира женских чувств, трепет и нежность девичьей мечты, возвысить, подарив крылья мечте. Очень много выпало на долю этой хрупкой женщины. Очень много незаслуженных слез, горя и обид, которые неподъемным камнем тянули ее к грешной земле, […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения) Тема Великой Отечественной войны в литературе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как “противное человеческому разуму и всей человеческой природе”. Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат – тематика многих художественных произведений, […]...