“Арифметика” Родиона Раскольникова (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского)
Герой романа наделен трагическим мировосприятием. Для него характерны раздвоенность сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия – Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в душе добра и зла, любви и ненависти. Это гордый, мыслящий, несомненно талантливый человек.
Он глубоко переживает несправедливость, боль и страдания других людей – но сам же оказывается преступником.
Преступление Раскольникова есть следствие его идеи, теории, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних
Раскольников становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаянию исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужденной пойти на улицу продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздраженной матерью – Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как
Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?”
Обращение к разуму в данном случае особенно многозначительно. Именно разум приводит Раскольникова к его чудовищной теории и – как следствие – к преступлению.
Следователь Порфирий Петрович говорит Раскольникову: “…вы выше ум человеческий цените, по примеру всей молодежи. Игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка вас соблазняют-с…” Порфирий Петрович очень умен. Он нашел то основное звено в мыслях и поведении Раскольникова, которое и предопределило его преступление, – отвлеченные доводы рассудка, логические построения.
В случайно подслушанном разговоре Раскольникова поразили слова: “За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!” Но еще до этого эпизода Раскольников, мысленно готовясь к убийству, убеждает себя, что во всех его расчетах все “ясно как день, справедливо, как арифметика”. Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого разума, логики. Достоевский убежден, что арифметический подход к явлениям жизни может привести к самым трагическим последствиям, например к топору.
Это ведь не случайный образ в романе. Почему именно так Раскольников осуществляет свое ужасное преступление? Топор стал своего рода символом насильственного преобразования действительности. Если вы помните, послал же кто-то письмо в герценовский “Колокол” с призывом: “К топору зовите Русь!” Раскольников и берет в руки топор…
Впрочем, мысли и поступки Раскольникова к одной арифметике, логике свести никак нельзя. Напротив, нередко он поступает подчеркнуто алогично, даже вопреки собственному благополучию и безопасности. Математического расчета в его действиях часто нет никакого.
Раскольников то и дело сознательно ставит себя на край пропасти, находя в этом какое-то болезненное удовольствие: “Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением”.
Напомним одну из самых знаменитых сцен романа, когда уже после преступления Раскольников снова поднялся на четвертый этаж к квартире, где жила убитая им старуха, “взялся за колокольчик и дернул… Он вздрагивал с каждым ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось”. Вы скажете, что есть в этом что-то ненормальное, – и будете правы.
Но это Достоевский и это герой Достоевского, которому надо себя казнить, но который и в этой самоказни находит какое-то непонятное наслаждение. Не поразило ли вас странное до крайности поведение Раскольникова в трактире, когда он случайно встретился там с полицейским чиновником Заметовым?
“А что, если это я старуху и Лизавету убил? – проговорил он вдруг и – опомнился”. (Обратите внимание на слово “вдруг”, характерное для повествовательной манеры Достоевского.)
Очень сложно, очень противоречиво развивается мысль Раскольникова. Следить за нею, искать в ней какую-то логику тяжело – тем более, что и мыслит и действует он в высшей степени непредсказуемо (прежде всего для себя). Но вот что показательно: первое движение его сердца бывает великодушно и гуманно, но стоит ему начать теоретизировать, как тут же его доброта и самоотверженность исчезают. В начале романа рассказывается, как Раскольников делал все возможное, чтобы спасти опозоренную девочку, которую он случайно встретил на бульваре.
И что же? Через мгновение он уже кричит городовому: “Оставьте! Чего вам!
Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то что?”
Получив письмо от матери и узнав о предполагаемой свадьбе сестры, Раскольников решает: “Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!” Но при свидании с Дуней настроение его неожиданно меняется. “Странно, – проговорил он медленно, как бы вдруг пораженный новой мыслью, – да из чего я так хлопочу? Из чего весь крик? Да выходи за кого хочешь!”
Невозможно свести смысл сложнейшего философского романа Достоевского к проповеди лишь одной какой-то определенной идеи.