Аполлинер Гийом (Вильгельм Аполлинарий Костровицкий)

Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, известный французский поэт, один из основателей авангардизма, родился в Риме 26 августа 1880 года. Его отец был итальянским офицером, мать — русской подданной. Дед Вильгельма по материнской линии, штабс-капитан русской армии, в 1864 году оставил родительское имение в Белоруссии под Новогрудком и по политическим причинам эмигрировал в Италию.

До девяти лет Аполлинарий Костровицкий жил в Риме, потом в Монако, временами выезжая с матерью к Ницце или в Канны. Когда ему исполнилось 19 лет, они с матерью решили

поселиться в Париже, где и состоялось становление и расцвет таланта выдающегося мастера поэтического слова. Среди разнообразных литературных страстей Вильгельма важнейшее место занимали французские поэты-романтики — Верлен, Рембо, Малларме.

Его первые литературные попытки традиционно были стимулированы любовными увлечениями: сначала во время пребывания в Бельгии (1899), а потом в значительной мере во время путешествия по Германии (1901-1902), где Аполлинер на протяжении определенного времени давал частные уроки французского языка в семье графа и влюбился в гувернантку-англичанку.

Впечатление от Германии

и чувства любви вдохновили Аполлинера на сочинение стихов, которые со временем вошли в «рейнский цикл», в котором связь с романтической и символистской традицией объединяется с глубоким эмоциональным восприятием немецкой романтичной атрибутики, освоением тем и ритмов немецкой народной песни. После «рейнского цикла» он мало писал, его творческий рост заметно замедлился. Не имея никаких средств существования, Аполлинер был вынужден зарабатывать на жизнь различными способами. Все глубже он погружается в своеобразный парижский быт, сближается с пестрой, разноязычной художественной богемой, с полунищими художниками и писателями, в среде которых и вызревал дух нового искусства.

Центральной фигурой этого искусства становился испанец Пабло Пикассо; встреча с ним в 1904 году сыграла важную роль в формировании новой эстетики Аполлинера. Новая живопись была неожиданной и шокирующей, она не могла не привлечь поэта, который делал ставку на обновление искусства

Первый поэтический сборник молодого поэта «Бестиарий, или Кортеж Орфея» (1911) представляла собой афористические четверостишия, которые напоминали средневековый жанр бестиарии. В этих изысканных поэтических миниатюрах соединились, с одной стороны, острое ощущение неизбежности человеческого бытия, а с другой — увлечение этой жизнью, солнцем, окружающей природой — всем тем, что придает силу, вдохновение. В 1913 году Аполлинер издает книгу «Художники-кубисты», в которой провозглашает возникновение «целиком нового искусства», которое, в отличие от традиционного, основывалось «не на имитации, а на концепции», на противопоставлении общепринятого «видения» и современного «понимания», а потому использовало как изобразительную «грамматику» язык геометрии.

Аполлинер говорит о своей любви к «новому искусству», оно имеет на него непосредственное влияние, но все же он держался на определенном расстоянии от него.

Присоединяясь к творческой концепции поэтов конца столетия, Аполлинер считал, что магистральный путь развития ведет к созданию «синтеза искусств — музыки, живописи и литературы». В эссе «Новый дух и поэты» он поставил под вопрос необходимость «писать прозой или писать стихами», придерживаясь при этом правил грамматики. Даже свободный стих для Аполлинера — лишь первый порыв к свободе искусства, которое достигается только путем синтеза, созданием » визуальной лирики».

Аполлинер обращает внимание на открытия науки и техники, на «новый язык» кино и фонографа как на средство обновления поэтического языка.

Поиски новой формы в «новой эстетике» Аполлинера были подчинены главному пафосу — «поискам истины», выражению «увлечение жизнью», выявлению «новой реальности», «нового духа» . Но эти понятия он не уточнял, они объединяли у поэта все то, что привлекало внимание и интересовало, что приводило в удивление, и даже это «удивление» Аполлинер считал «мощнейшей силой нового». «Новая реальность» естественно видоизменялась, содержание «всего» становился другим. «Удивление», что возникало при столкновении с полотнами кубистов, — это одно, а «удивление» от столкновенья с реальностью мировой войны — уже совсем другое. Аполлинер временами «приходил в удивление» и в прямом понимании этого слова, поскольку нельзя оставлять без внимания его страсть к «игре», к эпатажу обывателей, «буржуа», что присуще для эстетичного опыта художественного авангарда. Образцами чистого эксперимента остаются «калиграммы» «стихи-рисунки», эти образцы «визуальной» лирики. «Калиграммы» это доведенная до крайности реализация тенденции освобождения стиха, который выходит даже за границы свободного стиха.

Однако, дерзкий новатор, Аполлинер никогда не забывал о ценности классики. В сборнике «Алкоголь» (1913) Аполлинер нашел место для стихов, написанных в разное время, в том числе для «рейнских», где рядом со свободными стихами были представлены стихи традиционных размеров. На время издания сборника Аполлинер целиком отказался от пунктуации как способа насильнического регулирования ритма стиха.

В одних стихах возникают загадочные «кубистические» сущности, причудливые абстрактные пейзажи (например, любимые поэтом «Окна», посвященное Пикассо «Обручение»), в других же регистрируется все то, что «существует», фиксируется неумолимый поток жизненной прозы. Таких произведений, похожих больше на прозу «стихов-прогулок», «стихов-разговоров», которые иногда напоминают отдельные строительные материалы, а не построенный дом, большое количество в сборнике «Калиграммы» (1918). Особенно примечательным является то, что, в отличие от Верлена или Рембо, гибель богов Аполлинер не переживал как трагедию.

Утратив Творца, Аполлинер удовлетворялся реальным бытием, чувством своей к нему принадлежности и унаследованным в Малларме осознанием особой функции Художника, который занимает вакантное место Творца.

На фронт Аполлинер отправился добровольцем, воевал рядовым в артиллерии, потом лейтенантом в пехоте. Сначала он попробовал соединить тему войны с обычными интимными мотивами, фронт становился тогда составной частью в изображении мирного пейзажа и чувств влюбленных (цикл «Стихи для Лу», многочисленные послания к Мадлен). Такие произведения воспевали любимую, и все «чудеса войны» казались прекрасными («какие красивые ракеты»). Во время его отпуска друзья не узнали пехотного офицера, который приехал в Париж, Вильгельма Аполлинария: так изменили молодого человека фронтовые будни.

Начался процесс поиска жизненной философии, которой Аполлинеру не хватало, процесс этот был прерван внезапной смертью поэта, который так и не выздоровел после тяжелого ранения.

Не дожив двух дней до окончания войны, ослабленный ранением и сложной операцией, Гийом Аполлинер умер от гриппа 9 ноября 1918 года. Переводили П. Тычина, М. Терещенко, Д. Павличко, М. Лукаш.


Аполлинер Гийом (Вильгельм Аполлинарий Костровицкий)