АПОКАЛИПСИС И ГРЯДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ КОНЦЕ СВЕТА)



(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ КОНЦЕ СВЕТА)

В переводе с греческого “апокалипсис” – откровение. Как новый жанр апокалипсис возник в начале новой эры в иудейской литературе. Апокалиптические произведения должны были приподнять таинственную завесу над буду­щим и рассказать о нем в откровениях пророков.

Гряду­щие события в апокалиптических произведениях излага­ются в фантастическом, устрашающем виде. Откровения вкладываются в уста героев древних времен, как будто предвидевших ужасы настоящего для того, чтобы спасти от них людей.

Самым известным является новозаветное Откровение Иоанна Богослова. В семи обращениях к церквам Иоанн говорит о распрях и внутренней борьбе в некоторых хрис­тианских общинах. Затем идут видения – Бог, сидящий на престоле славы в окружении двадцати четырех старцев и четырех невиданных животных. В правой руке Бог дер­жит книгу, запечатанную семью печатями, которую ник­то не смог открыть, кроме Агнца – единственно достой­ного взять книгу и снять с нее печати.

Будущее откры­лось, когда Агнец снял седьмую печать.

Известный

русский кинорежиссер Андрей Тарковский называл Апокалипсис самым великим поэтическим произ­ведением, созданным на земле: “Это феномен, который по существу выражает все законы, поставленные перед человеком свыше”.

К откровению, полученному Иоанном Богословом, об­ращается Ф. Достоевский для того, чтобы объяснить при­чину духовной гибели Николая Ставрогина. Трагедия Ставрогина в толковании писателя как раз и состоит в том, что он “ни холоден” и “ни горяч”, а только “тепл”. Отсюда – недостаточная воля к возрождению, которое для него не закрыто.

В разъяснении Тихона “совершенный атеист”, то есть “холодный”, “стоит на предпоследней, верхней сту­пени до совершеннейшей веры (там перешагнет ли ее, нет ли), а равнодушный никакой веры не имеет, кроме дурно­го страха”.

В судьбе Ставрогина, вся “великая праздная сила” ко­торого, по образному выражению Тихона, ушла “нарочи­то в мерзость”, отражается трагическая судьба всей рус­ской интеллигенции, которая увлеклась поверхностным европейством и утратила кровные связи с родной землей и народом. И не случайно Шатов советует праздному “бари­чу” Ставрогину “добыть Бога”, способность различать доб­ро и зло “мужицким трудом”. Тем самым он указывает ему на путь сближения с русским народом и его религиоз­но-нравственной правдой.

Но вопреки очевидности и разумным советам русская интеллигенция пошла своим путем.

Подготовленный предыдущими поколениями, русский Апокалипсис, или “желание самоуничтожиться” (А. Солже­ницын), привел к исчезновению старой русской нации. Она исчезла, как будто и не бывало.

В дни октябрьского перево­рота В. Короленко записал свое впечатление от встреч и разговоров с теми, кто стал под знамена большевиков: “Нет у нас общего Отечества! Вот проклятие нашего прошло­го, из которого демон большевизма так легко плетет свои сети…”.

И все же, по моему убеждению, Россия сумела пере­жить эти страшные времена. Хотелось бы верить, что она возродилась обновленной и свежей. Но еще очень многими нитями она связана с прошлой Страной Советов – той самой бесплодной смоковницей, которую нужно срубить и бросить в огонь.

Сумеет ли она это сделать? Найдет ли в себе силы для этой нелегкой работы?

Гений Ф. Достоевского в это верил. И в эпилоге От­кровения Иоанна Богослова есть картина, внушающая оп­тимизм: сам Агнец – вечная Истина и Любовь, стоит у дверей человеческого сердца. Он не требует и не прика­зывает, а тихо стучит, словно путник, просящийся на ночлег. И как важно, чтобы этот тихий стук Любви был услышан.

Пока еще не поздно…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

АПОКАЛИПСИС И ГРЯДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ КОНЦЕ СВЕТА)