Антонович М. А. биография

АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1835-1918), русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Родился 27 апреля (9 мая) 1835 в г. Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка.

Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер.

Решающую роль в этом сыграло изучение им трудов французских материалистов,

П. Прудона, Л. Фейербаха. В 1859 в “Современнике” была опубликована статья Антоновича Что иногда открывается в либеральных фразах?, вступление к которой написал Н. А. Добролюбов. Последний познакомил Антоновича с Н. Г. Чернышевским.

В 1862 Антонович выходит из духовного звания. Став в 1861 постоянным сотрудником “Современника”, а после смерти Добролюбова возглавив литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В статьях Современная философия, Два типа современных философов, Современная физиология и философия Антонович выступает с позиций антропологического

материализма, отстаивая и пропагандируя философские взгляды Чернышевского.

В своей критике философского идеализма (от Платона до Гегеля и Шопенгауэра) он опирался также на исследования европейских и русских естествоиспытателей (Ч. Дарвина, Д. Льюиса, И. М. Сеченова). Критикуя идеологию почвенничества, полемизировал с Н. Н. Страховым и Ф. М. Достоевским. В 1862-1864, ведя борьбу с “антинигилистической” литературой (статьи Асмодей нашего времени, Современные романы), исключительно резко оценивал роман И. С. Тургенева Отцы и дети.

В целом для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение “прогрессивных” или “реакционных” тенденций общественной мысли. В брошюре Материалы для характеристики современной русской литературы (1869) Антонович подверг критике Н. А. Некрасова, обвинив поэта в измене передовым общественным идеалам.
После закрытия “Современника” Антонович с семьей некоторое время жил за границей (1866-1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами многочисленных трудов по истории и естествознанию. Сотрудничал в различных изданиях (“Слово”, “Новое обозрение” и др.), Антонович продолжал отстаивать революционно-демократическую идеологию 1860-х годов, критиковал Тургенева (теперь уже за роман Новь), в 1881 в рецензии на роман Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы, не приемля религиозных идеалов писателя, отрицал художественное значение этого произведения. В 1898-1916 он публикует воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, Лаврове, труд о Ч. Дарвине и его учении.

В своих последних статьях Антонович резко отрицательно оценил религиозно-философские идеи авторов сборника Вехи. Умер Антонович в Петрограде 14 ноября 1918.

Антонович, Максим Алексеевич [27.IV(9.V).1835, Белополье Харьковской губ., – 14.XI.1918] – русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, Петербургской духовной академии (1855-1859).

С помощью Н. Г. Чернышевского вырвался из духовного ведомства. Был сотрудником “Современника”. В 1862 году после смерти Н. А. Добролюбова и ареста Чернышевского вошел в редакцию журнала, вел отдел “Русская литература”. Изучение работ В. Г. Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Л. Фейербаха способствовало формированию материалистических, демократических и атеистических убеждений А. В статьях по вопросам философии и естествознания он явился горячим сторонником дарвинизма, выступал против идеализма Канта и Шопенгауэра, боролся с русскими идеалистами и реакционерами П. Юркевичем, Н. Страховым и др., с реакционными теориями, пропагандировавшимися в журналах Ф. М. Достоевского “Время” и “Эпоха”.

Отстаивая взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова, а. выступал за демократическую, разночинскую литературу. Однако он вульгаризировал положения материалистической эстетики, что сказалось в его отрицательной оценке романа Тургенева “Отцы и дети” (статья “Асмодей нашего времени”, 1862), который он охарактеризовал как карикатуру на разночинцев; в поэзии Некрасова А. видел “дидактику”. В статье “Современная эстетическая теория” (1865), делая уступки идеализму, он дал неверную характеристику категории прекрасного. В полемике с журналом Д. И. Писарева “Русское слово” по принципиальным вопросам современного освободительного движения (см. его статью “Лжереалисты”, 1865) А. упрощал принципы революционного демократизма.

С закрытием “Современника” (1866) отошел от активной литературно-общественной деятельности. Позднее выступил против декадентского искусства. Резко критикуя реакционные тенденции романа Достоевского “Братья Карамазовы” (статья “Мистико-аскетический роман”, 1881), А. игнорировал сложную и противоречивую проблематику романа.

Написал ценные воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, содержащие правдивую характеристику этих деятелей и эпохи 60-х годов.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство “Советская энциклопедия”, т.1, М., 1962.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Антонович М. А. биография