Андрей Штольц как “человек действия”
В романе “Обломов” И. А. Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века.
Главный герой романа – Илья Ильич Обломов; именно в раскрытии этого образа автор видел свою глобальную художественную цель. Ему в романе противопоставлен “человек действия” – Андрей Штольц. Чем же он отличается от главного героя?
Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки,
Обломов пассивен, бездеятелен и безволен: его жизнь протекает однообразно, наполнена беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, бесконечным лежанием
Обломов же большую часть своего свободного времени погружен именно в мечты, в себя, в свой внутренний мир, полный утопических надежд, воспоминаний о семейной идиллии в Обломовке и внезапных порывов переменить жизнь к лучшему. Но все эти порывы безрезультатны: Обломов не стремится воплотить мечту в жизнь, плохо переносит столкновение с реальностью. По субъективным намерениям он благороден, но по объективному результату – бездеятелен, поэтому симпатии автора здесь на стороне Штольца, воплотившего свои юношеские идеалы деятельности и служения стране в жизнь.
В более глобальном понимании за образами Обломова и Штольца кроются два противоположных мировосприятия, мироощущения, две психологии, два образа жизни: жизнь провинциального дворянства, явление социально-историческое и общенациональное, описанное в “Сне Обломова”, и жизнь городская, полная суеты и спешки, о которой Обломов говорит: “В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломовка – идеальный мир для Обломова, царство лени и безделья, мертвой тишины и сна; город, напротив, требует от своих обитателей энергичности и активности.
Поэтому Штольц, “весь составленный из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”, чувствует себя частью этой жизни; Обломов же здесь – лишний, он не востребован этой жизнью, своей эпохой.