Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов
Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.
Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей – А. Куприна, что он все “трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической”. Нечто подобное можно
Причин юму было много. Среди них Куприн выделял “голый” технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за Чеховым верил: “грядущая истинная культура облагородит человечество”.
Идеал писателя восходил к победе “силы духа” над “силой тела” и “любви, верной до смерти”. Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в “нежном, целомудренном благоухании” любви и “трепете, опьянении” чистой страстью.
Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.
Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах “Лолли”, ” Гранатовый браслет “. Им свойственно соединение “детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой”, что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям.
Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести “Олеся”.
По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из “Казаков” Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской “колдуньи” тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение.
Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской “Власти тьмы”. Деревня в его повести “окутана тьмой”, разобщена, бесчувственна. “Цельная, самобытная, свободная натура” потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.
Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких.
В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь “поток жизни”.